Контракти.ua

Автор: Вилен Веремко —  5249  —  27.11.13
Дела прокурорские: почему реформа прокуратуры рискует оказаться пустышкой
Дела прокурорские: почему реформа прокуратуры рискует оказаться пустышкой

Сегодня, чтобы стать прокурором, достаточно быть гражданином Украины с высшим юридическим образованием, обладать «необходимыми деловыми и моральными качествами». Согласно проекту закона «О прокуратуре» (№ 3541 от 05.11.2013), который заработает менее чем через полгода, будущему прокурору нужен стаж работы в юриспруденции больше двух лет, он должен пройти отбор, сдать квалификационный экзамен и проучиться шесть месяцев в Нацакадемии прокуратуры.

Другими нормами законопроекта у прокуратуры забирают следствие и общий надзор. Правда, прокурор все равно сможет инициировать судебное разбирательство, если это должен был сделать, но не сделал компетентный государственный орган.

Проект закона — один из трех последних евроинтеграционных. Его должны были принять как закон в прошлые четверг-пятницу (на момент сдачи материала прошел первое чтение). Документ получил позитивную оценку Венецианской комиссии, хотя она и указала на ряд несоответствий европейским принципам. Среди них: право прокурора представлять в суде интересы несовершеннолетних и недееспособных и органы власти; недостаточные гарантии независимости прокуроров от руководства; угроза смещения генпрокурора по политическим мотивам; угроза для журналистов и активистов, которые освещают работу прокуратуры и пр.

Следствие вели

В законопроекте отсутствует такая ныне действующая функция, как досудебное расследование в рамках уголовного процесса. Следствие — это временная функция прокуратуры до создания системы соответствующих органов, что определено в Конституции Украины. «Предложенный вариант соответствует международной практике, где прокуратура поддерживает обвинение, а не проводит расследование. Это несвойственно прокуратуре в силу принципов ее деятельности и предназначения», — объясняет партнер ЮФ «КПД Консалтинг» Кирилл Казак.

Новый Уголовно-процессуальный кодекс обязывает создать Государственное бюро расследований (ГБР), которое будет заниматься преступлениями высших должностных лиц, а до тех пор соответствующие дела ведет прокуратура. Но о ГБР пока лишь идут разговоры. Зато проект закона «О прокуратуре» устанавливает сроки создания бюро — до 20.11.2017. «Подразумевается, что в отношении ГБР будет принят отдельный специальный закон. Поэтому судить о его эффективности сейчас преждевременно. Естественно, что в основной массе этот орган будет заполнен бывшими следователями прокуратуры», — комментирует старший юрист ЮФ «Антика» Богдан Биленко. А пока, очевидно, будем жить по-старому.

Прокуратура vs суд

Также предлагается убрать из прокуратуры так называемый общий надзор — надзор за выполнением и соблюдением законов предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности и подчинения и физическими лицами. Адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Николай Буртовой замечает, что функция общего надзора в некоторых случаях была эффективной, но в большинстве своем это пережиток прошлого. «Нельзя субъективным мнением прокурора с помощью предписания, протеста или представления решать вопросы, касающиеся запрета чего-нибудь. Запретить что-либо делать может только суд», — поясняет он. Кирилл Казак замечает, что в Европе основной акцент делается на судебной защите прав, как на эффективном, оперативном и объективном инструменте. «И это действительно так, но не для Украины. В условиях сегодняшних реалий судебный способ защиты в Украине не работает. Он затяжной, неэффективный, коррумпированный», — дополняет юрист.

Прокурорское самоуправление будет формальным, поскольку в системе действует еще советский принцип единоначальства

А Евгений Солодко, глава АО «Солодко и Партнеры», видит позитив новаций в том, что теперь прокурор не сможет своими действиями каким-либо образом вмешаться в частный сектор. Впрочем, обращает внимание, что открытое уголовное производство против должностных лиц предприятия все равно будет давать основания прокурору истребовать документы, остановить совершение неправомерных действий и т. д. Но для открытия уголовного производства необходимо хотя бы заявление о совершении уголовного правонарушения. «Сегодня прокурор по собственному усмотрению имеет право внести представление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физлицам-предпринимателям — иначе говоря, имеет право вмешиваться в хозяйственную деятельность любого представителя бизнеса», — констатирует юрист.

Также существенно ограничена функция представительства прокуратурой интересов граждан и государства в суде. Инициировать иск с целью защиты граждан прокурор сможет только в случае, если они несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные. «Во всех остальных случаях интересы малоимущих граждан должна защищать адвокатура в рамках одновременно внедряемой системы бесплатной правовой помощи», — говорит Николай Буртовой.

Формальное самоуправление

Чтобы сделать прокуроров более независимыми, для них, как и для судей, и для адвокатов, вводят самоуправление. Высшим органом самоуправления, согласно законопроекту, является Всеукраинская конференция прокуроров, которая собирается раз в два года. На конференции выбирается совет прокуроров. В него входят 11 членов: два от ГПУ, три — от региональных прокуратур, шесть — от местных. Члены совета выбираются на пять лет без права повторного избрания. Совет дает рекомендации относительно назначений на админдолжности, занимается вопросами защиты прокуроров, осуществляет контроль за исполнением решений прокурорского самоуправления и пр. Кроме того, предусмотрено создание высшей и региональных квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров (КДКП), которые будут принимать экзамены у будущих прокуроров и применять дисциплинарные санкции к нарушителям.

Евгений Солодко считает, что прокурорское самоуправление будет формальным, поскольку в системе действует еще советский принцип единоначальства. «Все делается так, как сказал начальник, иначе говоря, все будет решать ГПУ. Таким образом, самоуправления в прокуратуре как такого не будет», — полагает он. Подобного мнения придерживается и Кирилл Казак. «Основная проблема лежит в правоприменительной плоскости, — говорит юрист. — Здесь можно провести аналогию с судебной системой. Судьи по законодательству также независимы, имеют органы самоуправления, назначаются и увольняются в особом порядке, имеют иммунитет от привлечения к ответственности. Однако на практике в судах выстроена четкая административная вертикаль выполнения команд, по которой нужные решения протягиваются по всем инстанциям независимо от их соответствия закону. Такая же участь может постичь и прокуратуру».

Как стать прокурором

Тем не менее, формально или реально, органы самоуправления в лице КДКП будут отбирать будущих прокуроров. Согласно прописанной в законопроекте процедуре, комиссия объявляет конкурс, на который могут подать документы юристы с двухлетним стажем работы. Конкурсанты сдают экзамен, причем проходной балл не может быть менее 60 из 100. Прошедшие конкурс подлежат проверке комиссией, после чего они направляются в Национальную академию прокуратуры при ГПУ для прохождения шестимесячного обучения. Кстати, таким студентам на протяжении учебы предусмотрена стипендия из госбюджета в размере не меньше минимальной зарплаты.

Новый УПК обязывает создать Государственное бюро расследований, которое будет заниматься преступлениями высших должностных лиц

«Если данное мероприятие не будет сведено к формальности, то от любого обучения и подготовки должен быть толк», — считает Богдан Биленко. Только после этого кандидата смогут зачислить в резерв, и он получает право участвовать в конкурсе на замещение вакантных должностей. В общем, почти все, как у судей.

Николай Буртовой замечает, что предлагается учреждение формально прозрачной процедуры получения должности прокурора. Даже несмотря на то что процедура состоит из 13 этапов, важно, что все они четко выписаны в законе без дополнительных оговорок и отсылочных норм. Но, по словам Кирилла Казака, порядок отбора и назначения прокуроров будет эффективным только при условии его тщательного соблюдения на практике, отсутствия коррупционной составляющей, объективной оценки всех кандидатов независимо от фамилии, статуса, родственников. А Евгений Солодко видит проблему не в самой процедуре отбора и назначения прокуроров, а в людях, которые проводят данный отбор. Он замечает, что все этапы отбора четко прописаны без каких-либо дополнений или отсылочных норм. Следуя этой процедуре, есть возможность отобрать хороший состав кадров. «Но проблему необходимо решать именно с сотрудниками, которые проводят отбор», — замечает эксперт.

Дамоклов муляж

Еще одна задача прокурорского самоуправления — привлечение нерадивых сотрудников к дисциплинарной ответственности. Основаниями для этого могут стать, в частности: неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, волокита с рассмотрением заявлений, нарушение более двух раз в год прокурорской присяги, незаконное вмешательство в деятельность судей и даже публичные высказывания, которые являются нарушением презумпции невиновности. Впрочем, сами взыскания не так страшны. Это: выговор, понижение в классном чине, запрет на год в переводе в высший орган или на высшую должность. Но за грубое нарушение могут и уволить.

Механизм привлечения прокуроров к дисциплинарной ответственности закрепляет открытый и демократичный порядок рассмотрения жалоб на нарушения, полагает Кирилл Казак. Но в то же время добавляет, что адекватность работы этого механизма целиком зависит от правильности применения его на практике, и приводит пример судебной системы. «Судебное самоуправление — наглядный пример искаженного правоприменения. Если такая же судьба постигнет прокуроров, это будет просто механизм для увольнения неугодных», — поясняет он. Впрочем, увольнение прокурора с административной должности исключительно по рекомендации совета прокуроров является некоей дополнительной гарантией от расправы с неугодными. Но работоспособность этой гарантии, по словам юриста, можно обеспечить только независимой и объективной работой совета. «Сложно представить эффективное самоуправление в структуре, где действует прямое подчинение и субординация», — добавляет Богдан Биленко.

Также юристы отмечают, что прокурору предоставляются надлежащие способы защиты: возможность обжаловать решения дисциплинарной комиссии в Высший совет юстиции или суд.

Статьи по теме
Умєров розповів, як закон про мобілізацію вплинув на темпи поповнення армії
Умєров розповів, як закон про мобілізацію вплинув на темпи поповнення армії

Після ухвалення закону про мобілізацію темпи поповнення армії стали більшими. Крім того, фактично кожен десятий українець добровільно вступає до лав ЗСУ.
21.10 — 904

Соціологи з'ясували, як українці ставляться до закону про заборону московської церкви
Соціологи з'ясували, як українці ставляться до закону про заборону московської церкви

Абсолютна більшість українців (80%) підтримують ухвалення закону дозволяє забороняти діяльність релігійних організацій, які пов’язані із Росією.
16.10 — 252

Веніславський розповів, чи буде ухвалено законопроєкт про демобілізацію
Веніславський розповів, чи буде ухвалено законопроєкт про демобілізацію

Верховна Рада ще не представила законопроєкт про демобілізацію, рекомендований Кабміну.
15.10 — 1253