Систематизувавши п’ять політичних міфів, Контракти повірили в шостий — політичне протистояння закінчиться банальною угодою Партії регіонів і Нашої України.
Миф 1. Роспуск ВР — самостоятельная игра Ющенко.
Легенда об Указе
2 апреля президент Виктор Ющенко подписал Указ № 264/2007 о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. Официально объявленные причины роспуска парламента:
— вхождение в большинство отдельных народных депутатов (по мнению президента, такая практика является грубым нарушением статьи 83 Конституции);
— искажение результатов волеизъявления граждан в марте 2006 г. (Ющенко полагает, что следствие этого — игнорирование конституционного принципа народного суверенитета);
— стремление коалиции к узурпации власти (запрещено статьей 5 Основного Закона).
Источник Контрактов, вхожий к главе государства, подтвердил, что гарант действительно подписал Указ из-за того, что регионалы поставили перед собой амбициозную цель — сколотить конституционное большинство в ВР. Получив 300 депутатских голосов, коалиция смогла бы принимать законопроекты без учета позиции президента путем преодоления вето — это минимум. Задача максимум — изменить Основной Закон в части, регламентирующей полномочия Ющенко (вплоть до ликвидации должности президента). А другой чиновник (из президентского Секретариата) уточняет, что к решительным действиям г-на Ющенко подтолкнула г-жа Тимошенко, недвусмысленно намекнув, что тандем БЮТ и коалиции может завершить политреформу без учета интересов главы государства. Виктор Андреевич намек понял и Указ подписал. Ранее голоса БЮТ позволили ПР, СПУ и КПУ преодолеть вето президента на Закон о Кабмине.
Миф 2. У государства нет денег на перевыборы. Бюджетная быль
Пунктом 4 Указа № 264/2007 президент предписал Кабмину обеспечить финансирование внеочередных выборов в ВР. А парламент (отметив, что Указ издан с нарушением статей 3, 5, 19, 90 и 106 Конституции) запретил правительству выделять ассигнования, поскольку соответствующих статей расходов нет в госбюджете-2007 (пункт 2 постановления № 839-16). Кабмин подчинился не президенту, а ВР — пункт 4 правительственного постановления № 595 от 03.04.2007 г. запретил Минфину выделять средства на проведение внеочередных выборов. Президент, настаивая на необходимости финансирования выборов, остановил действие постановления № 595 Указом № 265/2007.
Первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров оказался в крайне неудобном положении: с одной стороны, президентский Указ обязал его финансировать выборы в ВР, с другой — это запрещало делать постановление парламента. Хуже того, деньги на выборы действительно не были предусмотрены в госбюджете-2007, и к тому же не было ясно, какую Центральную избирательную комиссию должен финансировать Минфин — во главе с Ярославом Давыдовичем или с Сергеем Киваловым, восстановленным в должности постановлением ВР?
5 апреля 2007 года СНБО Украины принял решение — изыскать деньги на выборы. Акты ВР и Кабмина, принятые после Указа о досрочном роспуске парламента, были признаны не влекущими за собой правовых последствий. А первого вице-премьера обязали:
— до 10 апреля выделить на финансирование выборов 340 млн грн из резервного фонда;
— до 11 апреля перечислить эти средства на счета ЦИК в Госказначействе.
Сам Николай Азаров проголосовал против этого решения СНБОУ и в телевизионном обращении дал понять, что не может (даже если бы хотел) игнорировать постановление ВР до решения Конституционного Суда касательно легитимности президентского Указа. Деньги на выборы найдены, осталось их выбить.
Миф 3. Партия регионов категорически против выборов. Баллада об Ахметове
Акции сторонников ПР, СПУ и КПУ в Киеве и демонстративное нежелание правительства выполнять Указ президента не означают, что все влиятельные регионалы категорически против перевыборов в ВР. Перевыборы действительно невыгодны спикеру Александру Морозу (социалисты, по данным УИСИ, преодолевают трехпроцентный электоральный барьер с показателем в районе погрешности — 3,8%). Тогда как Партия регионов, по подсчетам социологов, набирает на выборах 32,6% голосов — около 180 мест в парламенте, а также получает реальный шанс провести в ВР своих сателлитов, прежде всего ПСПУ Натальи Витренко. Категорически против перевыборов министры Дмитрий Табачник, Анатолий Толстоухов, Юрий Бойко, Нестор Шуфрич, которые при таком раскладе могут лишиться должностей.
А руководство ПР, по информации Контрактов, сейчас решает непростой вопрос: идти на перевыборы или нет, и, если идти, то когда? Мнения на сей счет расходятся. Ринат Ахметов, к примеру, явно не заинтересован в эскалации конфликта. Бизнесмен и ранее был, мягко говоря, не во всем согласен с премьером Виктором Януковичем и вице-премьером Андреем Клюевым, сколачивающими в парламенте конституционное большинство. Новые выборы, с точки зрения Рината Леонидовича (контролирующего, по разным оценкам, 30-50% фракции), — возможность конвертировать деньги в мандаты и усилить политическое влияние, ослабевающее по мере укрепления позиций Януковича.
Миф 4. Реализация югославского сценария. Электоральные рапсодии
Пока политики борются за власть, многократно нарушая Конституцию и трактуя ее нормы как заблагорассудится, политтехнологи продуцируют уже привычные, но оттого еще более опасные мифы — о расколе страны пополам, силовом разрешении конфликта и возможных столкновениях излишне сознательного электората. С гражданско-адекватной точки зрения все эти мифы должны быть отнесены к разряду самосбывающихся прогнозов и развенчаны. Констатируем, в частности, что единственно реальный вариант силового роспуска ВР — захват ее и Кабмина спецподразделениями сразу после подписания Указа — не реализован. (И, как надеется вице-премьер Владимир Радченко, не будет реализован.) Армия вне политики, у нас, в отличие от популистов из ПР, нет никаких оснований в этом сомневаться. Министр внутренних дел Цушко скорее уволится, чем согласится применить силу: Василий Петрович слишком конъюнктурен и политически трезв, чтобы пойти на радикальные меры. Вообще ВСУ и СБУ (которые якобы на стороне президента), МВД и Генпрокуратура — далеко не монолитные структуры. А потому их использование при разрешении конфликта чревато необратимыми последствиями.
Маловероятны и масштабные уличные столкновения (в это очень хочется верить). Хотя бы потому, что сейчас (в отличие от декабря 2004-го) за день пребывания на какой-нибудь столичной площади платят до 150 грн (проверено корреспондентом Контрактов). Не те деньги, чтобы, не щадя живота своего, защищать или разгонять ВР. Наконец, раскол страны, смоделированный американским ученым С. Хантингтоном, в действительности невыгоден никому из украинских политиков и крупных бизнесменов. Ибо все понимают, что локальная власть лучше никакой.
Миф 5. НСНУ и БЮТ идут на выборы, чтобы создать коалицию. Оранжевые фантазии
Разрекламированные переговоры на тему совместной предвыборной платформы БЮТ и НСНУ в случае перезагрузки парламента свернулись, так и не начавшись. Причин тому несколько. Во-первых, со старта стороны уперлись в краеугольный вопрос премьерства Юлии Тимошенко. Во-вторых, БЮТ и НСНУ, по результатам последнего исследования УИСИ, на перевыборах набирают 25,0% и 8,6% голосов соответственно, то есть оранжевые при самом удачном раскладе получают до 180 мест в ВР (явно недостаточно, чтобы создать коалицию). И, наконец, в-третьих, Контрактам стало известно, что переговоры представителей НСНУ и ПР о создании широкой коалиции (при условии исключения из нее КПУ) не прекратились даже после того, как СНБО Украины обязал чиновников всех уровней обеспечить проведение перевыборов 27 мая. Фактически это означает, что (даже если выборы состоятся, несмотря на чисто техническую неготовность ЦИК) ничто не помешает НСНУ создать коалицию с... Партией регионов.