Контракти.ua

Автор: Ольга Галицкая —  6601  —  19.11.13
Интернет-неизбежность: что мешает банкам полностью уйти в виртуальную реальность
Интернет-неизбежность: что мешает банкам полностью уйти в виртуальную реальность

Системы интернет-банкинга уже включены в стандартный набор услуг универсальных финансовых учреждений, но перевести всех клиентов на обслуживание в интернете пока не удалось никому.

Хотя рынок уже способен создавать интернет-банки без отделений, полностью избежать физического контакта «клиент—сотрудник» не позволяют законодательство, недостаточная защищенность сервисов и низкий уровень финансовой грамотности населения. Так что в целом банкиры не склонны переоценивать значение интернет-банкинга на украинском рынке.

Каждый пятый – в интернете

По словам банкиров, в первом полугодии текущего года число пользователей интернет-банкинга возросло на 15-20%. «Количество пользователей услугой OTPdirekt для физлиц за первое полугодие 2013 года увеличилось на 16%. Максимальный охват ожидаем, когда любую необходимую операцию клиент сможет выполнить в интернет-банкинге», - говорит начальник отдела развития электронного бизнеса ОТП Банк Илона Бондар.

Тем не менее, по данным GfK Ukraine, количество жителей Украины, обслуживающихся в банках дистанционно, в этом году достигло 8% от общего количества пользователей интернета. В 2014 г. этот показатель вырастет до 10%. «Для достижения 100% охвата клиентов необходимо как минимум дождаться 100% проникновения интернета среди населения Украины», - резонно замечает начальник отдела интернет-технологий ПУМБ Владимир Гугуев, в банке которого удаленным банкингом пользуется 22% частных клиентов.

Сегодня с помощью интернет-банкинга проще и удобнее всего проверять баланс своих банковских счетов, совершать денежные переводы, оплату коммунальных услуг и пополнение мобильных телефонов. На долю таких операций приходится около 70% от общего объема услуг интернет-банкинга. На втором месте по популярности онлайн-депозиты. «Причины популярности этих сервисов – повышенные процентной ставки по депозитам и отсутствие комиссии, скорость проведения транзакций и отсутствие необходимости посещать отделения и стоять в очередях при оплате счетов и услуг», - отмечают в Дельта Банке.

Более 30% интернет-пользователей ежемесячно совершают минимум одну банковскую операцию онлайн

В ближайшем будущем отечественный интернет-банкинг ожидает развития семейства услуг из «Домашней бухгалтерии». Personal Financial Management (PFM) позволяет клиенту классифицировать свои траты как в автоматическом режиме (распознаванием торговых кодов при безналичных операциях), так и в ручном — при внесении наличных расходов в систему. Следующим шагом, по мнению экспертов, будет обогащение систем небанковскими услугами, такими как продажа билетов на разные виды транспорта, продажа страховых полисов, билетов в кино и театры, оплата товаров в интернет-магазинах, финансовые планировщики и т.д. Это именно то направление, которое будет приносить банкам дополнительный доход от систем интернет-банкига в виде вознаграждения от компаний-партнеров, продукты которых будут реализоваться.

Смартфон в помощь

Мобильные приложения уже доступны клиентам более чем десяти банков. Как правило, за его установку, подключение к интернет-банкингу и использование плата не взимается, а тарифы в интернет-банкинге и мобильных приложениях одинаковы.

При этом, несмотря на перспективность удаленного обслуживания, многие кредитные учреждения откладывают запуск приложений на 2014-2015 годы. Во-первых, их останавливает низкий удельный вес пользователей смартфонов среди клиентов учреждений — 14%. Расчеты показывают, что внедрение приложений будет обоснованным и востребованным при доле смартфонов более 25%. Во-вторых, у владельцев смартфонов есть альтернатива приложениям для работы со счетом: они могут войти в интернет-банкинг через любой веб-браузер. То есть внедрение мобильных приложений не является обязательным для проведения операций с помощью смартфона. В-третьих, прежде чем заинтересовать клиента пользоваться мобильными приложениями, необходимо приучить его совершать операции через интернет.

Количество жителей Украины, обслуживающихся в банках дистанционно, достигло 8% от общего количества пользователей интернет

«На сегодня еще нет заметной динамики ухода пользователей от интернет-банкинга и использование только мобильных версий. Пользователи успешно используют оба канала параллельно, отдавая предпочтение более удобному в конкретный момент времени. Это позволяет им быть активным пользователем удаленных банковских услуг, увеличивает доверие к системе и количество выполняемых удаленных операций, - говорит начальник отдела интернет-технологий ПУМБ Владимир Гугуев. - По нашей статистике, четверть пользователей интернет-банкинга ПУМБ online, пользуются сервисом с мобильных устройств, а в выходные эта цифра вырастает до 40%».

Судя по всему, в следующем году мобильный банкинг будет развиваться быстрее, чем интернет-банкинг за счет того, что многие функции и возможности, успешно работающие в веб-версиях, будут адаптироваться в мобильных приложениях. Дополнительно сами мобильные устройства дают ему уникальные возможности - геолокация, встроенные камеры, NFC и пр. Однако это еще не означает закат развития интернет-банкинга.

Сбит на взлете

Еще одно интересное направление – мобильные терминалы (mobile-POS). Они получили достаточно большое распространение в Европе, и нашли применение в первую очередь в таких сегментах бизнеса как сервисы по доставке (пицца, продукты питания, одежда), страховые агенты. «Эта технология имеет свои особенности, заключающиеся в ориентации на мелкий бизнес либо индивидуальных предпринимателей. В Европе этот сегмент бизнеса дает 60-70% валового национального продукта, - говорит начальник управления развития транзакционного бизнеса ПУМБ Владимир Белоус. – Ситуация в Украине несколько отличается, малый бизнес предпочитает работать с наличными».

«У нас только каждый пятый ходит в магазин, планируя рассчитаться платежной картой, несмотря на то, что карты есть у гораздо большего количества людей. Учитывая это, активного всплеска в использовании мобильных терминалов в ближайшее время не стоит ожидать, хотя направление остается перспективным», - поддерживает Илона Бондар.

Впрочем, потенциал у этой технологии, по мнению банкиров, временный и его поглотят платежные решения на базе смартфонов и соцсетей. На североамериканском рынке уже оперируют платежные сервисы Facebook, Google Wallet и другие, которые являются прямыми конкурентами технологии mobile-POS.

Статьи по теме
Яким банкам, на думку експертів, загрожує банкрутство через підвищення облікової ставки НБУ
Яким банкам, на думку експертів, загрожує банкрутство через підвищення облікової ставки НБУ

На думку експертів Асоціації українських банків через підвищення облікової ставки НБУ 20 банкам загрожує банкрутство.
вчера, 12:18 — 1141

Як зміняться умови за депозитами після підвищення ставки НБУ до 25%: прогноз банкірів
Як зміняться умови за депозитами після підвищення ставки НБУ до 25%: прогноз банкірів

Українські банки збільшать ставки за короткостроковими депозитами громадян на 3-6 місяців після того, як НБУ підняв облікову ставку до 25%. На більш довгий термін поки що ніхто не заглядає.
10.06 — 573

Кінець кредитним канікулам: що пропонують банки
Кінець кредитним канікулам: що пропонують банки

Після трьох місяців кредитних канікул банки змушені змінити кредитну політику - скасувати кредитні канікули або скасувати послаблення введені з початку війни.
05.06 — 987