Дефицит гаражей - хорошая реалия для собственного обогащения. Если, конечно, умеешь их строить и знаешь все нюансы этого бизнеса...
|
На хорошей детской площадке на ночь помещается 10 автомобилей. Если ее нет, тогда все остатки флоры в вашем дворе окончательно растворятся в масляных пятнах, и всего через 100-200 лет можно будет добывать нефть прямо у вашего подъезда. Уже давно закончились времена, когда проще было построить гараж, чем купить машину. В крупных городах любой клочок асфальта используется как стоянка. Впрочем, герой нашей статьи Дмитрий Печорин умудрился повернуть время вспять, успешно зарабатывая на дефиците гаражей.
Ровно год назад Дмитрий с чувством глубокого удовлетворения созерцал окончательно «доведенный до ума» гараж для собственного Opel. Гараж получился добротным, на строительство в общей сложности ушло около месяца и $1 тыс., а все бумажные вопросы с гаражным кооперативом и местным самоуправлением решились на удивление быстро. Прикинув в уме стоимость домика для автомобиля и расходы на строительство, Дмитрий быстро подсчитал прибыльность затеи. Получилось не менее $5 тыс. Он рассуждал так: машин в Киеве много, гаражей на всех не хватает, я строить их умею (благо, опыт уже есть, да и в армии оттрубил два года в стройбате). Если вложить в строительство гаража $1 тыс. и найти две-три недели свободного времени, то после реализации проекта чистая прибыль в худшем случае составит $5 тыс., в лучшем — $8 тыс. Главная проблема — разрешение на строительство. Но, судя по опыту Дмитрия, это не слишком сложно, а если оформление документов затянется, можно дать чиновнику американских денег и процесс сразу ускорится.
Первый блин не вышел комом, хотя Дмитрий несколько продешевил, согласившись отстроить гараж за $4 тыс. Правда, он работал на уже оформленном участке, что избавило от «удовольствия» общаться с чиновниками, к тому же заказчик частично обеспечил Дмитрия стройматериалами. Хозяин будущего гаража оказался человеком привередливым, и нашему герою за свой счет пришлось внести небольшие изменения в постройку. В результате работы оказалось больше, чем он предполагал, а денег — меньше. Заказчик потребовал использовать дорогую краску, эмаль, дополнительную отделку, различный декор и более удобную смотровую яму. В общем, все по делу, хотя изначально о дополнительных новшествах уговора не было. Выводы были сделаны, и Дима сразу стал решать вопросы о том, из чего человек хочет гараж, какими должны быть смотровая яма, двери, краска, крыша и так далее. По его словам, сейчас все происходит следующим образом: оговаривается сумма, подсчитывается стоимость стройматериалов, заказчик оплачивает их покупку и эта цифра вычеркивается из гонорара. Обычно подобная смета предполагает расходы в размере $1 тыс. +/-$200, включая стройматериалы, доставку и иногда аренду крана. Каким в итоге окажется гараж, во многом зависит от пожеланий заказчика. Сейчас у Димы есть несколько вариантов строительства и личные ноу-хау, относящиеся по большей части к отделке и дизайну. За последнее время Дима стал неплохо разбираться в тонкостях своего ремесла и определил два правила: доверять интуиции и не связываться с чиновниками. Участок под гараж должен предоставить заказчик, в крайнем случае, Дима может проконсультировать, как добыть землю под гараж и подождать пару месяцев, пока все формальности будут решены. Уже был прецедент: Дима залил фундамент и начал возводить стены, но строительство было отменено, поскольку участок находился слишком близко к котельной. Интересно, что самострой гаражей в Киеве по-прежнему актуален. По закону, строить их нельзя без разрешения на земельный участок, но на практике зачастую можно отделаться штрафом в размере $100-200.
Словом, если нельзя, но очень хочется, то можно. Зная, что сейчас гараж можно продать за $15-18 тыс. в зависимости от района, Дима не жадничает, определив для себя сумму в $8—10 тыс. Такая «покладистость» позволяет быстро находить заказчиков. Важно, чтобы у клиентов были на руках документы на участок, место под строительство не напоминало эпицентр падения метеорита и, конечно же, немаловажна сумма заказа. Оплата происходит так: половину заказчик платит, после того как Дима зальет фундамент, а оставшуюся сумму — перед тем как накрывают кровлей коробку. Наш герой за год соорудил пять гаражей, заработав чистыми $42 тыс.
Между выполнением заказов Дима тоже не сидит сложа руки. Работает на одном из киевских ТВ-каналов водителем, получая $500. Поскольку крутить баранку необходимо три-четыре полных дня в неделю, он может пару дней уделять строительству. Тем более что благодаря приобретенному опыту процесс постройки отнимает у Дмитрия гораздо меньше времени, чем требовалось на первые заказы: сейчас гараж строится за четыре недели.
Несмотря на весьма приличные доходы, Дмитрий расценивает строительство гаражей исключительно как подработку, поскольку, во-первых, занимается этим лишь в теплое время года, а во-вторых, не желает загружать себя столь каторжным трудом. Идею полностью переквалифицироваться в гаражестроители Дима отверг. Во-первых, это не вполне легальный бизнес и, если слишком увлечься, могут возникнуть проблемы с властями, во-вторых, существует вероятность столкнуться с конкурирующими фирмами, чье отношение к подобным одиночкам более чем враждебное. По оценке Димы, такой вид подработки имеет лишь один несомненный плюс — быстрый и хороший заработок. А минусы — нелегальность строительства, нервотрепка и очень тяжелый физический труд.