Народные депутаты Владимир Полочанинов и его коллега Андрей Павелко на недавней пресс-конференции раскритиковали политику руководства фракции «Батькивщина» и осудили ликвидацию их родного «Фронта змин». Павелко, который уже объявил о создании новой партии на базе «ФЗ», на ближайшем заседании исключили из фракции. Полочанинова – пока оставили. О накале страстей в крупнейшей оппозиционной фракции последний рассказал в эксклюзивном интервью Контрактам.
Когда перед выборами «Фронт змин» и «Батькивщина» объявили о слиянии, вы промолчали. Почему только спустя год вы говорите, что не согласны с этим решением?
Владимир Полочанинов: Перед выборами было объединение штабов. На тот момент это было абсолютно правильное решение - объединение ресурсов трех, четырех, восьми партий для того, чтобы пройти избирательную кампанию и победить команду существующей власти. Тогда объединение «Фронта змин» и «Батькивщины» было логичным. Только объединение предполагает, что в его результате получится лучшее качество субъектов объединения. В этом смысле, объединения не произошло.
Можете на конкретном примере пояснить, почему вы не видите себя в «Батькивщине»?
Владимир Полочанинов: Могу. Политика «Батькивщины», как и любой другой лидерской партии, отличается от политики «Фронта змин» тем, что она работает в одном направлении – сверху вниз. Находясь внизу, вы никогда не получите шанс вырасти в политического лидера или управленца, если вы не знаете местного феодала, если местный феодал не общается с лидером партии или не нравится ему. Эта история тянется с Советского Союза. Сейчас мы определились: идем в Европу. Посмотрите на демократические партии ЕС. Лидеры там приходят и уходят. Если лидер вместе с партией не смог одержать победу на выборах, логично, что его нужно поменять. А не ждать, пока этот лидер, как в СССР, умрет.
Вы шли под флагами «Батькивщины» на выборы. А теперь хотите отречься от этого бренда, создать новую партию. Разве это не обман избирателей?
Владимир Полочанинов: Нет, это не обман, поднимите наши заявления, которые мы подписали перед выборами. Там было написано, что мы все вступим во фракцию «Батькивщина» будем в оппозиции к Партии регионов. Мы так и делаем! Нигде слова не было, что мы обещаем вступить в партию «Батькивщина»! Нигде слова не было, что моя позиция не может отличаться от позиции моих товарищей по фракции – того же Гриценко с его партией «Гражданской позицией», того же Стеця с его «Солидарностью», Катеринчука с «Европейской партией». Почему они могут иметь свои политпроекты, а мы нет? Чем больше партий, тем лучше, это демократия. Другой вопрос – чтобы не было предательства избирателей. По этой причине мы заявили: ни на этих выборах в пяти округах, ни на следующих президентских выборах кандидата от нашей политсилы не будет. Мы поддержим оппозиционного кандидата, и твердо уверены в том, что он должен быть один, а не 3 или 33.
Даже если этим кандидатом будет Яценюк?
Владимир Полочанинов: Даже если это будет Яценюк. Вопрос только, какой рейтинг у него будет к первому туру президентских выборов.
Прошел в парламент под № 59 списка «Батькивщины», до слияния входил в партию «Фронт змин», возглавлял ее киевскую областную организацию. Избирался депутатом Киевской облрады. В начале октября Полочанинов и его коллега Андрей Павелко провели пресс-конференцию, где зачитали письмо к Яценюку, в котором призвали возродить «Фронт змин», назвав слияние с «Батькивщиной» ошибкой. Несколькими днями позже Павелко исключили из фракции — якобы не за само письмо, а за работу на ПР.
До истории с Павелко вы говорили, что выходить из фракции не намерены. Сейчас что-то изменилось?
Владимир Полочанинов: Изменилось. Эта история была последней каплей. Павелко, который писал письмо к Яценюку, незаслуженно обвинили во всех смертных грехах – вроде он вообще живет вместе с Януковичем в Межигорье и каждое свое действие с ним согласовывает! Я не услышал ни одного доказательства, ни один человек не встал и не сказал: «Павелко со мной разговаривал и предлагал мне деньги за то, чтоб я вышел из фракции». В чем его обвинили – я так и не понял. Другое дело - Сергиенко, которого также исключили, с ним понятно: он голосовал вместе с ПР. Но опять же, подняли вопрос, что такое системное голосование, сколько раз нужно «голоснуть» с Партией регионов, чтобы тебя выгнали из фракции. У нас же не один Сергиенко такой.
А вас почему не исключили по той же логике, что и Павелко?
Владимир Полочанинов: Наши уважаемые, называющие себя демократами товарищи таким образом хотят разбить возможность нашего дальнейшего сотрудничества. Им нужно показать: одного исключили, второго оставили. Так не будет! Если фракция не поменяет свое решение или не предоставит доказательств того, что Андрей занимался антиоппозиционной деятельностью – я напишу заявление и выйду из фракции сам. То, что происходило на фракции, называется линчевание. Это первый прецедент, когда человека выгнали из оппозиционной фракции за позицию, а не за голосования или еще что-то.
Но пока я не буду спешить с заявлением на выход, я вижу, что многие не понимают, что реально происходит и как ими манипулируют. Во фракции достаточно нормальных и порядочных людей. Буду добиваться решения фракции о дисциплине при голосованиях и об исключении двойных стандартов. Поборемся еще.
Вы постоянно проводите грань между вами с Павелко и теми отколовшимися депутатами, которых называют тушками. Чем вы отличаетесь от тушек?
Владимир Полочанинов: До сегодняшнего дня ни у меня, ни у Павелко не было прецедентов, чтобы мы голосовали вместе с Партией регионов. Хотя у многих других товарищей такие голосования были. Но ни одного не исключили! Это двойные стандарты.
С Яценюком у вас так и не состоялся откровенный разговор?
Владимир Полочанинов: После исключения Павелко разговаривать дальше не о чем. 25 раз на фракции было сказано: «это не из-за письма». Значит это точно письмо! Единственным честным человеком оказался Пашинский, который сказал: «Выгнали за то, что не вступил в «Батькивщину», за то, что не любишь Юлю».
Вы гарантируете, что не будете голосовать вместе с ПР?
Владимир Полочанинов: Конечно, не буду! Я никогда этого не делал.
Много ли людей во фракции, которые разделяют вашу позицию, но боятся публично выступить против руководства?
Владимир Полочанинов: Знаете, одно дело разговаривать в кулуарах и за столом, а другое дело – публично встать и заявить свою позицию. Очень мало людей готовы на то, чтобы делать это публично и открыто на фракции. И если раньше я был настроен менее агрессивно, то после исключения Павелко я посвящу все свое свободное время тому, чтобы бороться с этой конченой политикой в этой стране. Это конченая политика! Это совок!