Сейчас в Украине действует девять российских банков: Сбербанк России, ВТБ, Альфа-Банк, БМ Банк, Проминвестбанк, а также мелкие банки – Петрокоммерц-Украина, Траст, Энергобанк и Русский Стандарт. Причем четыре российские «дочки» входят в десятку крупнейших финорганизаций в Украине с общей суммой активов в 129 млрд грн.
Прогнозы Сбербанка — голубая мечта Москвы
Если верить Сбербанку, у нас все плохо, а точнее — очень плохо. Многие эксперты Украины, Грузии, Великобритании, которые имели возможность ознакомиться с аналитическими выводами Сбербанка, как минимум с ними не согласны.
Начнем с гривни. Итак, по мнению аналитических монстров российского Сбербанка, вероятность в Украине валютного кризиса в период с июля 2013-го по июль 2014-го составляет 82%. Цифра, согласитесь, устрашающая. Более того, уже в течение 2015 года эта вероятность оценивается Сбербанком в 100%. Также крупнейший банк РФ озвучил прогнозы по курсу, согласно которым среднегодовой курс гривни в 2013-м составит 8,18 UAH/USD и в 2014-м — 8,59 UAH/USD.
Иностранные банки, к слову, более пессимистично настроены к нашей валюте. Так, немецкий Commerzbank и рейтинговое агентство Standard & Poor’s прогнозируют курс гривни в конце 2013 года на уровне 9,0 UAH/USD. В свою очередь агентство Moody’s видит девальвацию нашего дензнака на 10–15% до конца 2013 года. Отечественные эксперты в среднем видят гривню не ниже 8,4 — 8,6 за доллар к концу текущего года.
В начале сентября начали циркулировать слухи о том, что российские банки готовы в открытую девальвировать гривню, выйдя на межбанк с большим ее объемом. Предположительно эта операция должна была осуществиться в период с 10 по 15 сентября. Что же было на самом деле? Да ничего. Как обычно — много шума в стакане воды.
Чем пугают?
В распоряжении российских банков имеется примерно 20 млрд грн. Это не тот объем, с которым не смог бы справиться НБУ. Вообще маловероятно, чтобы Нацбанк допустил глубокую девальвацию гривни хотя бы потому, что это может привести к возникновению проблем, особенно с обслуживанием внешних долгов. Более высокий курс доллара будет означать рост стоимости обслуживания внешних долгов, а они достаточно велики не только у крупных компаний, но и у самого государства.
В распоряжении российских банков имеется примерно 20 млрд грн
Кроме всего прочего, в последнее время регулятор так увлекся дедолларизацией экономики, что даже если бы паника случилась, то смысла в покупке долларов становится все меньше. Вот, например, чтобы выровнять ситуацию с поступлениями в бюджет, Кабмин готовит новые налоги для увеличения доходов. Самый главный — введение налога на операции с валютой, предложенный Нацбанком. В разработанном законопроекте планируется, что с экспортеров и импортеров возьмут 1% от обмениваемой суммы, а с граждан при покупке-продаже наличных — 10%.
Также регулятор изменил правила обращения иностранной валюты на текущих счетах физических лиц, ограничив ее использование для расчетов, и предусмотрел, что валютные средства при осуществлении переводов внутри страны будут зачисляться на счета получателей в гривневом эквиваленте.
А если учесть разницу ставок по гривневым и валютным депозитам, то становится ясно, что даже при условии умеренного снижения курса национальной валюты, сбережения особо не пострадают.
Если бы России нужно было действительно подорвать украинскую валюту, она нашла бы другие способы, в частности, в очередной раз потребовать вернуть нефтегазовые долги.
Мировой опыт
На самом деле попытки скоординированных действий банков на финансовом рынке в мире строго наказуемы. Разгоревшийся не так давно скандал под названием «манипулирование ставками Libor» еще остается на слуху. Напомним, что все началось с обвинений в июне 2012 года американской Комиссии по срочной фьючерсной торговле сырьевыми товарами (Commodity Futures and Trading Commission — CFTC) в адрес британского банка Barclays в том, что указанное финучреждение на протяжении длительного времени занималось манипулированием ставками Libor (в основном их занижением).
Уже в июле упомянутого года претензии также были предъявлены таким гигантам банковского бизнеса, как швейцарский UBS и британский Royal Bank of Scotland. В том же 2012 году указанные три банка — Barclays, Royal Bank of Scotland и UBS — выплатили американским и британским регуляторам в общей сложности около $2,5 млрд. Уже в 2012–2013 гг. цепочка обвиняемых финорганизаций увеличилась за счет DeutscheBank, Sociеtе Gеnеrale, Crеdit Agricole и HSBC.
После этого случая контроль мировых финансовых регуляторов, в частности американских, значительно усилился. Можно предположить, что если бы в случае с российскими интервенциями на украинской территории речь шла о реальной спецоперации и эта информация просочилась, мы уже наблюдали бы реакцию минимум со стороны НБУ. Но Нацбанк молчит. По-видимому, пока все спокойно.