Как правильно нанимать домашний персонал, стоит ли тратиться на услуги специализированных кадровых агентств, какой испытательный срок устанавливать работникам и как грамотно оформлять с ними трудовые отношения Контрактам рассказала директор агентства домашнего персонала «Милый дом» Галина Дубляк.
Галина, как за последние годы изменились требования украинцев к домашнему персоналу?
Галина Дубляк: Наше агентство занимается подбором домашнего персонала почти 6 лет. За это время произошли определенные изменения предпочтений клиентов. Из основных изменений: «помолодела» возрастная категория наиболее востребованных специалистов с 40-50 лет до 30-45 лет. За последнее время потенциальные работодатели все чаще обращают внимание на общий уровень культуры будущего работника: речь, внешний вид, умение общаться. Ну, и конечно, возрастают требования к качеству предоставляемой услуги.
Почему украинцу выгодно обращаться в агентство за помощью в подборе домашнего персонала, а не искать его самостоятельно?
Галина Дубляк: Думаю, каждый должен заниматься своим делом. Подбор домашнего персонала – это наша специализация и мы предоставляем эту услугу на хорошем качественном уровне. Мы делаем предварительный отбор в нашу базу, после которого «отсеивается» около 60% пришедших на регистрацию кандидатов. После чего из нашей базы данных мы подбираем наиболее подходящих кандидатов на конкретную заявку с определенным набором пожеланий и требований. Если учесть, что агентство «Милый Дом» на этом рынке около 6 лет, то база данных у нас уже обширная, что дает возможность достаточно быстро подобрать специалиста. Мы способны подбирать «сложный» персонал (гувернанток с иностранными языками, управляющих, высококвалифицированных поваров и др. - за это берутся не все агентства), предоставлять индивидуальные услуги консалтинга (по вопросам планирования, подбора и управления домашним персоналом). Можем выезжать на дом, оценивать объемы работы, планировать персонал и распределять нагрузку, вводить стандарты работы и разрабатывать рабочие инструкции, обучать, все, что необходимо для нормального функционирования дома.
Часто ли приходится сталкиваться с обманом со стороны соискателей на вакансии домашнего персонала в семьях?
Галина Дубляк: Бывает. Люди пытаются обмануть нас или договориться с нами, чтобы мы предоставили работодателю неправдивую информацию. Обманывают и по мелочам (занижают возраст, например) и в более серьезных вещах, придумывают опыт в домашнем сервисе (без которого мы не берем в базу данных без специального обучения), образование, причины ухода с мест работы, знание иностранных языков и т.д. Был случай, когда претендентку на няню к грудным детям, которую мы не взяли в базу данных, моя сотрудница видела на вокзале попрошайничающей. Вообще, максимально стараемся на собеседовании определять такие вещи, тестируем, проверяем рекомендации.
Какой испытательный срок вы советуете устанавливать для нового домашнего персонала?
Галина Дубляк: Две недели по договору. Для домашнего сервиса этого достаточно, поскольку домашний персонал все время на виду. Если няня чем-то не устраивает маму или ребенка с ней попрощаются сразу же, в первые несколько часов работы. В домашнем сервисе к работникам более пристальное внимание, особенно к их личностным качествам. Тем не менее, если персонал выходит на работу один-два раза в неделю, мы можем продлить по просьбе клиента испытательный срок.
А какова должна быть зарплата специалиста в этот испытательный период?
Галина Дубляк: Работа на испытательный срок должна однозначно оплачиваться. При этом я рекомендую своим клиентам предлагать зарплату на испытательный срок ниже договорной на 10- 20 %. Это справедливо. Когда человек только приходит в семью, он еще не сориентировался и не может отдаваться работе на все 100 %.
Как лучше юридически оформлять трудоустройство таких работников?
Галина Дубляк: Есть разные варианты, один из них – работник, как частное лицо-предприниматель (ФОП) заключает с работодателем договор о предоставлении услуг. В Киеве есть примеры, когда работодатель официально трудоустраивает домашний персонал в компанию, обслуживающую домашнее хозяйство работодателя. Работники оформлены официально и имеют все социальные гарантии. Но такой подход встречается довольно редко – мне известны только два таких примера в Киеве.
Агентство «Милый дом» отличается от своих конкурентов тем, что у вас есть адаптационный курс для соискателей. И школа домработниц. Зачем это?
Галина Дубляк: Не могу сказать, что мы единственные предлагаем обучение домашнего персонала. Но знаю, что наши конкуренты предлагают выпускникам наших школ хорошие вакансии.
В течение 5 лет ежемесячно мы проводим Адаптационный курс, который посвящен специфике домашнего сервиса, обязанностям специалистов домашнего сервиса, профессиональному поведению, этике, договорным отношениям, материальной ответственности. По отзывам наших выпускников, эта информация действительно помогает лучше адоптироваться и правильно себя позиционировать. Наша школа домработниц и поваров дает отличную теоретическую и практическую базу для специалистов. Сейчас готовим школу нянь-гувернанток.
Галина Дубляк: потенциальные работодатели все чаще обращают внимание на общий уровень культуры будущего работника
Встречаются ли в практике проблемные заявки?
Галина Дубляк: Проблемная заявка – не означает проблемный клиент. Просто у такого клиента могут быть специфические или достаточно высокие требования к соискателю, которые тяжело выполнить. Например, нужен повар-китаец с опытом работы именно в конкретных ресторанах Киева или Москвы. Или гувернантка со знанием японского либо китайского языка, или носитель этого языка, соответствующий дополнительному набору критериев. Мы не отказываемся от таких заявок, стараемся выполнять. На них всегда уходит значительно больше времени и усилий.
А какой персонал сложнее всего подобрать?
Галина Дубляк: Гувернеров и управляющих. Таких специалистов единицы. За время работы агентства «Милый Дом» мы трудоустроили всего около десятка гувернеров. Это сложная и интересная профессия – это и педагог, и психолог, и дипломат в одном лице. Это высоко эрудированный, многосторонний человек, с великолепными навыками коммуникации и умением грамотно спланировать и осуществить всестороннее развитие ребенка. Таких единицы и мы все время за ними «охотимся».
Так же сложно найти профессиональных управляющих! Работодатели редко приглашают человека со стороны – много конфиденциальной информации, тяжело постороннему доверить самое ценное – свой дом, быт, семью. Поэтому на практике работодатели поручают дополнительные функции типа оплаты счетов, вызова и контроля сервисных служб, закупок, своим помощникам, водителям, домработницам, хозяйственникам. Их называют управляющими, экономками, но, по сути, они такими не являются. Я говорю об управленцах, а не исполнителях, умеющих нести ответственность, принимать решения в пределах их компетенции, грамотно управлять домашним персоналом, обеспечивать бытовые, организационные, технические вопросы. Такие профессионалы нужны, чтобы освободить работодателя от серьезной нагрузки, если в доме персонала больше 10 человек. Пока таких единицы.
А кого вы считаете проблемными клиентами?
Галина Дубляк: Для меня проблемный клиент тот, кто делегирует задачу по подбору домашнего персонала, например, своему ассистенту. При этом ассистент четко не понимает, какой работник нужен его шефу и между ними плохо налажена коммуникация для уточнения информации. К примеру, нужен садовник. А на какой объем, на каких условиях? «Не знаю и боюсь подойти и переспросить». Такие заявки редко закрываются.
Есть еще проблемные клиенты с точки зрения взаимоотношений работодатель-персонал. Невыплата зарплаты, поручение больших объемов работы, чем было предварительно оговорено, некорректное поведение по отношению к домашнему персоналу и т. д.
А насколько сегодня честная конкуренция среди агентств по подбору домашнего персонала?
Галина Дубляк: В принципе, нормальная конкуренция. Я за то, чтобы на рынке присутствовала здоровая конкуренция, когда агентства конкурируют качеством. Для нас сегодня не являются конкурентами агентства, которые не проводят отбора персонала или демпингуют по ценам – к ним идет не мой клиент. Когда ко мне звонит человек и просит, например, подобрать круглосуточную сиделку для тяжелобольного за 100 грн в сутки, я просто говорю, что мы не предоставляем такой услуги.
Перекупают ли у вас персонал? Среди агентств-конкурентов такая практика существует?
Галина Дубляк: Это не перекупка – они свободные люди и могут ходить в любое агентство. Более того, я сама рекомендую людям, у которых еще нет опыта работы в этой сфере, обойти все приличные агентства, у которых хорошая база персонала и клиентов, поскольку очень тяжело попасть в эту сферу без опыта. Но если первый раз трудоустроился и есть хорошая рекомендация – дальше будет гораздо проще.
Как вы оцениваете перспективы рынка домашнего персонала? Будет ли потребность в этих специалистах в дальнейшем расти?
Галина Дубляк: Конечно. Потребность в домашнем персонале будет всегда. Другое дело, каким способом клиенты будут удовлетворять свои потребности в домашних работниках. Если рынок услуг будет некачественным, украинцы начнут искать помощников в дом самостоятельно или, например, через секретарей. Если агентства будут оказывать качественную услугу - люди будут возлагать обязанность подбора персонала на профессионалов. Качественная услуга будет востребована всегда.