Алексей Мочанов, пилот Racing Team Ukraine уверен, что ездить станет спокойнее. Однако повышение штрафов — это только первый шаг к обеспечению безопасности на дорогах. Нужно улучшать качество самих автострад.
Кроме того, наказания за нарушения правил дорожного движения у нас все равно остаются самыми низкими в Европе. В РФ, например, размеры штрафов увеличили в начале этого года, они в несколько раз выше, чем в Украине. И количество ДТП в большинстве российских регионов снизилось на треть.
Во многих ситуациях все равно трудно не нарушать: где, к примеру, припарковать автомобиль, если не на тротуаре, — ведь муниципалитеты не предоставили для этого альтернативные места! Смогут ли МВД и Минтранс найти взаимопонимание и договориться, чтобы ремонтные работы в городах (дабы избежать пробок) проводили лишь ночью, а сотрудники ГАИ обеспечивали бы безопасность рабочих. И главное — будут ли новые правила одинаково распространяться на всех, невзирая на номерные знаки, известность водителя или обстоятельства. Ведь когда люди видят, что «крутые ксивы» срабатывают, каждый считает: проще накормить одного большого начальника-милиционера, чем постоянно — мелких постовых. К сожалению, количество «нехороших людей» за рулем прямо пропорционально такому же количеству людей в форме на дорогах. Тем более что дать на лапу инспектору ГАИ станет сложнее. Любой гаишник понимает, взятка в 10 грн — это даже не админнарушение: свои поругали, как-то наказали, не уволили... А 250 грн — взятка в особо крупных размерах, и в тюрьме сидеть никто не хочет. Так, в Черкасской области 17 ноября сотрудниками милиции внутренней безопасности был задержан инспектор ГАИ за взятку, а в Киеве сотрудниками дорожно-патрульных служб было оформлено пять протоколов за попытку ее дать.
Но в стремлении увеличить штрафы много популизма. Украина четыре года живет в политическом кризисе, сейчас оказалась еще и на пороге экономического. В таких условиях народным избранникам весьма выгодно направить мысли электората в другое русло, в том числе на дороги, переключить внимание на тех, кто ездит на автомобилях стоимостью свыше $100 тыс. Но ведь дорога-то не делит водителей на бедных и богатых, женщин и мужчин, афроамериканцев или афроукраинцев, бело-голубых или оранжевых... Просто есть автолюбители, которые соблюдают правила дорожного движения, и есть те, кто их игнорирует.