Почему госрегулирование цен в металлургии вызовет передел собственности. Ведь регулирование цен выгодно не всем. Кабмин принял постановление о введении декларирования цен на металлургическую, горнорудную и угольную продукцию.
Фактически речь идет о госрегулировании цен: декларирование означает, что предприятия должны согласовывать стоимость своей продукции с чиновниками. Таким образом правительство пытается повысить конкурентоспособность продукции меткомбинатов. Украинская металлургия уже четвертый месяц находится в состоянии самого глубокого с 1990-х спада. С августа спрос на сталь на мировом рынке резко упал в связи с мировым финансовым кризисом, что привело к двукратному снижению цен, а также сокращению объемов производства стали в Украине (в октябре 2008-го — на 50,1% по сравнению с октябрем 2007 года).
Однако регулирование цен выгодно не всем. Выиграют производители стали, которые не владеют собственными источниками сырья — железорудными горно-обогатительными комбинатами (ГОКами) и угольными шахтами. Речь идет прежде всего о Мариупольском меткомбинате им. Ильича, корпорации «Индустриальный союз Донбасса» и Запорожстали. Не устраивает регулирование владельцев сырьевых активов — их прибыль уменьшится, если правительство будет ограничивать рентабельность ГОКов и шахт на обещанном уровне — 10%. Крупнейшим собственником рудных и угольных компаний в Украине является холдинг «Метинвест», который принадлежит Ринату Ахметову. Металлургические предприятия холдинга страдают от кризиса меньше, чем другие предприятия отрасли. Например, в октябре Азовсталь сократила производство только на 28,7% (по сравнению с октябрем минувшего года), в то время как ММК им. Ильича — на 63,4%.
Борьба между компаниями за сырье только начинается. Если мировой финансовый кризис затянется и, вопреки ожиданиям металлургов, спрос на сталь не восстановится в марте—апреле, борьба примет ожесточенный характер. Есть два варианта ее завершения: либо владельцы металлургических предприятий, которые не имеют сырьевых активов, будут вынуждены продать свой бизнес, либо купят сырьевые компании в Украине или за рубежом.
Бюто, еще не потерявший
способности посмеяться, шутливо заметил ему:
— Ну а если я получу один
только луг, чем же мне тогда питаться? Траву жрать, что ли?! Нет, ни в каком
случае! Я хочу, чтобы мне досталось всего понемногу: для скота — луг, для меня
— хлеб и виноградник.
Эмиль Золя, «Земля»