Чем объясняется ноябрьский ажиотаж вокруг украинских ОВГЗ. Не исключено, что Минфин и НБУ заранее договорились о выкупе Нацбанком у финучреждений ОВГЗ.
Вначале ноября текущего года Министерство финансов Украины продало облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) на огромную сумму — 6 млрд грн. 6 ноября государственных ценных бумаг было продано почти на 3 млрд грн, 10 ноября — на 44 млн грн, 13 ноября — снова почти на 3 млрд, тогда как за 10 месяцев этого года посредством продажи облигаций Минфин привлек всего 1,5 млрд грн. Притом, что в ноябре доходность очередной эмиссии ОВГЗ даже снизилась — с 17,5–18% до 15,6% годовых.
До кризиса украинские ОВГЗ выкупали иностранные инвестфонды и отечественные банки. Нерезидентов привлекает довольно высокая доходность по сравнению с западными аналогами, банки — возможность использовать ОВГЗ в качестве залога при получении рефинансирования от Нацбанка. Западные инвестфонды практически не участвовали в ноябрьских распродажах госбумаг Минфином. В последние месяцы наблюдается отток иностранных средств с украинского рынка ОВГЗ: в мае 2008-го нерезиденты держали украинских госбондов на сумму 2,3 млрд грн, 17 ноября — на 559,71 млн грн. Получается, что основными покупателями ноябрьских госбумаг стали отечественные коммерческие банки. Однако уже 17 ноября все проданные Минфином госбумаги (6 млрд грн) оказалась у Нацбанка. Статистика показала: общая сумма ОВГЗ, находящаяся в распоряжении банков на 17 ноября (5,5 млрд грн), по сравнению с октябрем не изменилась. Это значит, что финучреждения практически сразу после покупки гособлигаций продали их НБУ.
«Возможно, Нацбанк сейчас активно предоставляет финучреждениям кредиты под залог гособлигаций», — объясняет причину ажиотажа вокруг ОВГЗ Александр Печерицын, начальник отдела анализа финансовых рынков ING Wholesale Banking. Однако некоторые аналитики считают, что, выкупив часть госбумаг, выпущенных Минфином, НБУ попросту профинансировал госбюджет. Пока причин искать источники поступления дополнительных средств в госбюджет у властей нет — по итогам октября общий фонд госбюджета Украины получил 150 млрд грн (план поступлений перевыполнен на 6,5%). Однако до конца года ситуация может кардинально измениться: последние пару месяцев украинские компании увольняют сотрудников (в результате увеличатся объемы государственной помощи по безработице), переходят на «черную» бухгалтерию (снизятся налоговые поступления в бюджет), уменьшают закупку импортных товаров (падение поступлений от НДС), снижают объемы производства (недобор по налогу на прибыль).
Не исключено, что Минфин и НБУ заранее договорились о выкупе Нацбанком у финучреждений ОВГЗ. Сами банки в условиях острого дефицита ликвидности по своей инициативе вряд ли стали бы тратить огромные средства на приобретение гособлигаций. Скорее всего, НБУ пообещал банкам сразу после покупки ими ОВГЗ выкупить у них облигации. Между тем закон о Национальном банке Украины гласит: регулятор не имеет права скрыто или явно финансировать госбюджет страны.
Ах, если б он знал, с чем он
имеет дело и что его ожидает, то подстелил бы соломки. Да только не подстелешь
— сгорела она!..
Михаил Клименко, «Ледяной телескоп»