Утилизационный сбор на транспорт приведет к подорожанию авто на сумму от 5 тыс до 60,5 тыс грн. Зато от введения сбора в первый год ожидаются поступления в бюджет в размере 2,2 млрд грн.
4 июля парламент принял в целом два законопроекта — №0936 «Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств» и № 0975 «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств». Если президент подпишет эти законы, тогда уже с 1 сентября импортеры и производители авто при растаможивании машин на границе должны будут заплатить в бюджет утилизационный сбор. Его базовая ставка составляет 5,5 тыс. грн. Для расчета окончательного размера сбора будут применять коэффициент от 0,86 до 5,5, зависящий от объема двигателя автомобиля (см. таблицу). Таким образом, с осени новые авто могут опять подорожать на сумму от 4 730 до 30 250 грн в зависимости от того, покупаете вы малолитражку или внедорожник с большим объемом двигателя.
Однако утилизационный сбор коснется не всех. Украинский автопром освободят от обязанности платить, поскольку в законопроектах прописано, что с производителей, которые имеют полный цикл производства, включая сварку и окраску, а также с заводов, которые осуществляют промышленную сборку автомобилей, не взимается налог на утилизацию. На сегодняшний день это правило относится к Запорожскому автозаводу (ЗАЗ), корпорации «Богдан», компании «Еврокар» и Кременчугскому автосборочному заводу (КрАСЗ).
Первичные разборки
Автодилеры в один голос заявляют, что введение утилизационного сбора нанесет еще один удар по рынку новых автомобилей, который будет иметь негативные последствия. «В случае подписания закона президентом Украины, утилизационный сбор будет взиматься со всех автомобилей, зарегистрированных после 1 сентября 2013 года. Безусловно, импортеры самостоятельно не смогут компенсировать это повышение, и в итоге пострадает конечный потребитель», — прокомментировала «Контрактам» ситуацию пресс-служба автодистрибьютора «Honda Украина». И это на фоне того, что продажи новых автомобилей стремительно падают с момента введения спецпошлин на импорт авто. Так, по данным AUTO-Consulting, в мае рынок новых легковых автомобилей снизился на 41% по сравнению с апрелем, а в июне — еще на 20% по сравнению с маем. Всего за первых полгода, с учетом апрельского автоажиотажа, было продано немногим более 97 тыс. авто, что на 5% меньше, чем за аналогичный период 2012 года.
«Чтобы восстановились продажи, необходимо снижение розничных цен примерно на 10%. А введение утилизационного сбора, наоборот, еще увеличит розничные цены», — констатирует начальник отдела связей с общественностью компании «Ниссан Мотор Украина» Владимир Иванов.
Лоббист интересов импортеров иномарок в Украину — Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) — уже обратилась к президенту с открытым письмом, в котором просит его ветировать принятые парламентом утилизационные законы. «Введение экологического налога на утилизацию легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов будет неподъемным для украинского потребителя и сделает невозможным покупку транспортных средств», — говорится в обращении ВААИД. В Ассоциации также считают, что утилизационный сбор однозначно повысит стоимость транспортных услуг, а это в свою очередь скажется на цене других товаров. «Такого налога нет не в одной стране мира, кроме России. Людям везде платят за то, что они сдают свой автомобиль. А в Украине в случае вступления принятых законов в действие, автомобилист должен будет заплатить за право бесплатно отдать свой автомобиль на утилизацию», — возмущается гендиректор ВААИД Олег Назаренко.
Кардинально противоположной точки зрения придерживаются представители украинской автомобильной корпорации «УкрАВТО». По их мнению, с принятием утилизационных законов создаются условия для дополнительной защиты украинского рынка накануне подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом и соглашения о зоне свободной торговли. «Снятие и так не очень прочных барьеров на пути товаров из Европы приведет к тому, что Украина может превратиться в свалку европейского металлолома», — говорит заместитель председателя правления корпорации «УкрАВТО» по производству автомобилей Олег Папашев. Также, по его словам, введение утилизационного сбора позволит найти основания для достижения полного паритета с Россией по взаимной поставке автомобилей. «Введение Россией с сентября прошлого года утилизационного сбора, в том числе на украинские автомобили, привело практически к полной остановке экспорта автомобилей из Украины. Сегодня автомобили из России поставляются на украинский рынок без уплаты утилизационного сбора, что в 5 раз превышает экспорт автомобилей из Украины», — аргументирует Папашев и добавляет: «В России 22 мировых иностранных бренда организовали свое производство и собирают 36 новых моделей автомобилей».
Только вот зарубежных автопроизводителей перспектива введения в Украине утилизационного сбора пока никак не стимулирует на открытие у нас своих заводов по сборке автомобилей. «Политика нашей компании остается неизменной: мы не рассматриваем варианты сборки автомобилей Nissan в Украине», - заявляет Владимир Иванов.
Вторичные разборки
Введение утилизационного сбора может сыграть злую шутку с владельцами старых автомобилей. Дело в том, что в принятом законе «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств» размыто сказано о том, какие авто подлежат утилизации. Так, в п.2 ст.3 говорится, что транспортные средства, которые выпущены более 30 лет назад и не имеют оригинального двигателя, кузова и рамы, не сохранены и не отреставрированы до оригинального состояния, будут подлежать утилизации. По словам Олега Назаренко, такая формулировка сулит большие проблемы для автовладельцев.
«Все, что не соответствует, нужно утилизировать. А кто будет определять, соответствует или не соответствует? На улице будут останавливать и определять? У людей просто хотят отобрать машины. И человеку придется идти в банк, брать кредит и покупать новую машину. В данном случае моя позиция, что дайте возможность людям, особенно пенсионерам, доездить на своих машинах, которые у них еще с советских времен», — говорит он.
Юристы же успокаивают, что отбирать авто у владельцев никто не будет. По их словам, такие действия незаконны, поскольку нарушают ст. 41 Конституции Украины. «Власть может изъять автомобиль только в случае общественной необходимости — реквизиция. Реквизиция — это принудительное лишение права собственности с последующей компенсацией стоимости имущества», — объясняет адвокат юридической компании «Алексеев, Бярчуков и партнеры» Егор Штокалов.
Кроме того, в законопроекте «Об утилизации транспортных средств» указано, что владелец авто, которое подлежит утилизации, самостоятельно обращается по вопросам утилизации в соответствующие пункты приема и разборки транспортных средств для дальнейшей его утилизации.
Однако сюрпризы все же могут быть. «ГАИ, скорее всего, смогут останавливать старые автомобили и запрещать им дальнейшее движение, поскольку они «загрязняют окружающую среду». Иными словами, отправлять такие авто на штрафплощадки. Но пока это лишь догадки, поскольку не существует соответствующего приказа МВД или разработанного законодательного акта по вопросам остановки и задержания таких авто», — говорит адвокат и партнер юридической компании «TIC» Денис Писанный.
И второй момент — с введением в действие принятых законопроектов тысячи существующих пунктов авторазборок окажутся вне закона. «Сегодня в Украине существует около 10 тыс. предприятий, которые занимаются разборкой старых или разбитых автомобилей. Чаще всего они зарегистрированы как СПД и платят единый налог. Принятые законопроекты фактически делают их деятельность незаконной», — говорит гендиректор ВААИД.
По его словам, власти создадут специальный реестр предприятий, имеющих право утилизировать автомобили. «Данная деятельность не подлежит лицензированию, но лицензия заменена на получение разрешительного письма из центрального органа исполнительной власти, ответственного за политику в сфере охраны окружающей природной среды. Плата за получение разрешительного письма взиматься не будет», — рассказывает Егор Штокалов. Так что СТО и центры разборки автомобилей никуда не исчезнут. Им просто придется соответствовать требованиям, уставленным в новых законах. Однако сделать это, судя по всему, будет нелегко. «Особенно вызывают удивление требования о наличии экологического менеджмента, сертифицированного по стандартам ISO серии 1400 или по аналогичным национальным стандартам. Такие высокие требования, скорее всего, уберут с рынка малых игроков», — резюмирует Денис