Позади 1-я сессия Верховной Рады седьмого созыва. Нет, формально она, конечно, вторая, но мы-то помним, что свежеизбранные депутаты практически сразу разбежались на... каникулы. Устали. Так что из рабочих сессий минувшая - первая. И она не удивила.
И было бы удивительно, если бы удивила. С чего бы это вдруг? Народным депутатом у нас быть стыдно. То, что это не лучшие представители собственного народа, знают уже даже дети. Врут, кричат, дерутся, ничего не делают, а если делают, то исключительно за деньги, причем имеется в виду отнюдь не зарплата. Соцзамеры показывают: уровень доверия к парламенту практически на нулевой отметке. Новая Рада внесла свою солидную лепту.
Это мог быть иной парламент, и основания так считать имелись.
Никогда еще страна не была настолько плотно взята в президентские руки. Подконтрольность и управляемость «высшего законодательного» — неотъемлемый атрибут единовластия. Можно было ожидать, что избранная осенью 2012 года Верховная Рада уподобится российской Госдуме, бывший спикер которой Борис Грызлов потряс мир фразой: «Парламент — не место для дискуссий». Дума слаженно штампует решения, принятые в глубинах путинского аппарата, и не чирикает. Это, конечно, свинство, но некое упорядоченное свинство.
И другого рода ожидания были связаны с тем, что в Раду зашли новые политические силы: УДАР, «Свобода» и «Фронт змин». Хотя последний и прокатился на партийном списке «Батькивщины», все-таки это формально новые люди. А если учесть, что оппозиционеры весьма амбициозны и каждая фракция имеет своего кандидата в президенты, а у «Батькивщины» их вообще двое (!), деятельность парламента могла превратиться в арену нешуточной борьбы.
Ничуть ни бывало. Верховная Рада не стала послушным орудием в руках Януковича, но и оппозиция оказалась не на высоте.
То есть депутатское большинство, безусловно, ориентировано на власть, но сказать, что оно этой властью контролируется и управляется, было бы большим преувеличением. Далеко не всегда удается наскрести голоса даже для утверждения важных решений, не говоря уже о рутинных процедурах, которые народные избранники предпочитают игнорировать, если не обнаруживают в них прямого лоббистского интереса. Да и, согласитесь, сложно назвать своим парламент, в котором президент опасается лишний раз появиться вживую, отбиваясь письменными посланиями.
Назначение Владимира Рыбака спикером было воспринято как неприкрытое проявление боязни главы государства заполучить самостоятельного игрока на этом важном посту. Политические амбиции отсутствуют у Рыбака как в силу сверхлояльной президенту позиции, так и в силу возраста. В результате вышло, что во главе Рады вообще отсутствует игрок — тоже, как оказалось, не лучший вариант. Виктор Янукович не может и не хочет управлять парламентом в оперативном режиме, но без четких указаний сверху все зависает и провисает, сплошные разброд и шатание.
Казалось бы, тут парламентской оппозиции и карты в руки, ан нет. Начала она, мы помним, очень бодро. Был устроен бойкот с мордобитием первым «тушкам» — отцу и сыну Табаловым. Объявлена непримиримая война «кнопкодавам». Пытались даже выдавить из пропрезидентского депутатского большинства решение об освобождении Юлии Тимошенко. Надолго запала не хватило. По сути в Верховной Раде произошла в миниатюре акция «Вставай, Украина!»: то, что было громогласно названо восстанием, в результате не вытянуло даже на приличное массовое мероприятие. Так, штабным работникам галочку в отчете поставить. Накаленная атмосфера в сессионном зале быстро рассосалась, воцарились привычные тоска и безнадега.
«Кнопкодавы» вернулись к своей привычной практике. Ряды «тушек» пополнились новыми членами, и это уже прошло безо всяких кампаний по обструкции. Постоянно ходят разговоры, что грядут новые перебежки, а это очень сбивает боевой пыл оппозиционных вождей. Впрочем, какой там пыл…
Недисциплинированность провластных фракций дополняется таким же, извините, бардаком среди защитников народа от всевластия «преступного режима». «Батькивщина» постоянно выясняет внутренние отношения, а боевой парламентский потенциал «Свободы» оказался значительно ниже авансов, выданных избирателями. Скандальным и самым наглядным примером несерьезности претензий оппозиции на новое качество парламентской работы стало отсутствие Виталия Кличко на заседании, на котором рассматривался вопрос о недоверии правительству Азарова. Причем в дурацком положении оказались прежде всего однопартийцы будущего, как он считает, президента Украины: им-то он пообещал свое присутствие в сессионном зале.
Коварным и доселе неслыханным ударом по престижу народного депутата, и без того убогому, стало лишение мандатов нескольких избранников — Павла Балоги, Сергея Власенко, Александра Домбровского и Андрея Веревского. Причем только с последним, судя по всему, существовала некая полюбовная договоренность, для остальных такое решение было шоком. Какой смысл теперь вкладываться в выборы, если желанного мандата можно лишиться в любой момент по прихоти известно кого?
В общем, 1-я сессия Верховной Рады седьмого созыва прошла под лозунгом: «Долой парламентаризм!» — столько было сделано для подпиливания сука, на котором сидят сами депутаты. Появляется даже спортивный интерес: рухнет ли он до конца каденции или удастся-таки дотянуть? Пока больше шансов у первого варианта.
Леонид Швец