Отказники НУ—НС не верят в то, что «Украинский прорыв» БЮТ не является оберткой бизнес-интересов Коломойского.
На политическом фронте без перемен: Партия регионов, НУ—НС и БЮТ не ведут активных боевых действий, а маневрируют: снабжают СМИ дезинформацией и шпионят друг за другом. На кону пост премьера, а точнее, стартовая площадка для потенциальных кандидатов в президенты — Тимошенко и Януковича, а для самого Ющенко — оборонный бастион.
Имитация противоречий
Сразу отметим, что большинство озвучиваемых противоречий между БЮТ, НУ—НС и ПР выдумано самими политиками, дабы создать видимость идеологического противостояния там, где идет борьба административная. Разумеется, есть люди, не готовые поступать так, как требуют их соратники: вполне верится, к примеру, что Юрий Ехануров (один из отказавшихся подписать соглашение о создании парламентской коалиции между НУ—НС и БЮТ) недоволен не только тем, что в кресло премьера при таком раскладе он не сядет. Просто Юрий Иванович, как и другие отказники из НУ—НС, объективно не верит в то, что «Украинский прорыв» Тимошенко не является оберткой бизнес-интересов групп Коломойского, Жеваго и других. Однако пример Еханурова нетипичен и скорее является исключением из общего правила непредсказуемости украинской политики.
Скажем, министр ТЭК Юрий Бойко, позиционирующийся как настоящий профессионал, прервал переговоры с Газпромом сразу же после того, как Вячеслав Кириленко, выйдя из президентского Секретариата, объявил, что все депутаты НУ—НС подпишутся под соглашением о создании демократической коалиции. Еще менее дешевая PR-акция — история с контрактной армией, которую Юлия Тимошенко пообещала организовать в 2008 году доверчивым избирателям призывного возраста. Разумеется, министр обороны Анатолий Гриценко, а вслед за ним и президент при всем желании не могли согласиться с Тимошенко (впрочем, срок реорганизации ВСУ, озвученный самим Гриценко, не менее симптоматичен — 2010-й, год президентских выборов.) В результате Тимошенко получила все причитающиеся электоральные плюшки, но инцидент не исчерпан. Сторонники создания широкой коалиции, коих немало в НУ—НС и руководстве президентского Секретариата, получили контраргумент союзу с БЮТ: мол, никто не гарантирует, что в 2009-м премьер Тимошенко не выдумает еще какую-нибудь невыполнимую реформу и не обвинит президента в ее срыве...
Крылья НУ—НС
Строго говоря, пропрезидентский блок переживает сейчас проблемы, которые сам же и породил. Ведь еще в канун выборов было очевидно, что у НУ—НС нет четкой идеологии, внятной организации и других первичных признаков партии, превращающих конгломерат бизнесменов, карьеристов и интриганов в «руку миллионнопалую». Сейчас в НУ—НС четко заявили о себе две группировки. Первая — прагматики с главой президентского Секретариата Виктором Балогой, ориентированные на усиление влияния Ющенко (а через него — и своего собственного). Они давно ведут дело к созданию коалиции на базе части НУ—НС, ПР и Блока Литвина или — как вариант — отсутствию любой коалиции.
Романтики НУ—НС во главе с неформальным лидером Юрием Луценко ориентированы не на административное будущее, а на политическое, поэтому-то их интересует выполнение обязательств перед БЮТ и избирателями... Параллельно романтики НС шантажируют прагматиков НУ туманностью перспектив создания единой пропрезидентской партии, или, точнее, группы торгуются.
Секретариат без президента
Секретариат и президент также ведут не одновекторную политику. Виктор Андреевич, как живой человек, не только публично ратует за скорейшее подписание соглашения с БЮТ, но и убедил политсовет НУ—НС поддержать кандидатуру Кириленко на пост спикера. А президентский Секретариат, как контора, максимально заинтересован в усилении своего влияния и отсутствии какой бы то ни было коалиции. Иногда глава государства лично подключается к этим маневрам, в частности, увольнением Плюща с поста главы СНБО Украины убили сразу двух зайцев: во-первых, Иван Степанович автоматически стал «пряником» для ПР и претендентом № 1 на пост спикера от прагматиков (экс-мэр Киева Александр Омельченко, замеченный Контрактами в президентской приемной, даже объявил, что Плющ станет спикером в формате широкой коалиции); во-вторых, сам Ющенко получил возможность поставить во главу СНБО Украины человека, способного в случае необходимости выполнить функцию «кнута».
Женщина ждет
Маневры НУ—НС держат в тонусе Тимошенко; вроде бы беспроигрышная тактика БЮТ (в формате демкоалиции Юлия Владимировна становится премьером, в случае демарша НУ—НС или ее прагматиков — непримиримым лидером оппозиции) дала сбой. Отсутствие коалиции явно не входило в планы Тимошенко, согласившейся отдать НУ—НС половину постов в правительстве (хотя на выборах БЮТ набрал вдвое больше голосов), в том числе и для того, чтобы удобнее было искать крайних во время всяческих кризисов. Пока Юлия Владимировна стоически спокойна (понимая, что до премьерского кресла рукой подать), а ее соратники вяло обвиняют регионалов в попытке скупить депутатов из НУ—НС и БЮТ. Несмотря на то что предание сие несвежо (кстати, в канун выборов Тимошенко обещала сделать оргвыводы и очистить списки), в него можно верить.
Региональный расклад
ПР сейчас как никогда нуждается в самоопределении. Правда, лидеры регионалов этого, похоже, не замечают — трения и прения отнимают слишком много времени и усилий. Но тем не менее ПР придется определиться, что делать дальше: играть в политику или же разбежаться?.. Дело в том, что люди, составляющие финансово-политическую основу ПР, достигли своих целей: они находятся у власти и, возможно, в ней и останутся (наиболее реальный сценарий — исполняющими обязанности министров). Но в таком случае шансы кандидата от ПР на президентских выборах будут слабее, чем даже в 2004-м: непонятный и. о. премьера не может быть настоящим лидером. Впрочем, сохранение конституционного status quo лишает конкуренцию остроты.