В чем различие между демократическим и тоталитарным театром, каковы перспективы в Украине «фриш-индустрии» и о своих творческих замыслах в эксклюзивном интервью Контрактам рассказал режиссёр, педагог, член Национального союза театральных деятелей Украины, лауреат Национальной Шевченковской премии Дмитрий Михайлович Богомазов.
Дмитрий Михайлович, поздравляем вас с присуждением Национальной премии им. Шевченко за спектакли «Гамлет», «Гости придут в полночь» и «Крысолов». Все эти спектакли абсолютно разные по замыслу и воплощению. Почему эксперты остановились именно на них?
Дмитрий Богомазов: Отобрали самые новые постановки. Ранее меня выдвигали на Шевченковскую премию за «Украдене щастя», а до того – за «Немного вина или 70 оборотов» по новеллам Пиранделло.
«Крысолов», кстати, называется 3D-спектаклем. В чём заключается секрет, скажем так, изобретенного вами нового постановочного жанра?
Дмитрий Богомазов: 3D-книгой, а не 3D-спектаклем. Это не секрет, а способ превратить прекрасный рассказ Александра Грина в театральное действо. Художник прямо во время спектакля рисует на графическом планшете иллюстрации к рассказу, которые видеопроектором проецируются на сцену. Конечно, это очень необычная и сложная задача для художника — ведь обычно ему не приходится создавать рисунок, точно попадая в реплики и движения актера. И актёр также решает сложную задачу — он существует на сцене, не только как персонаж, но и как часть рисунка, создаваемого художником.
Современный украинский театр, идя навстречу зрительским пожеланиям, – это засилье преимущественно развлекательных постановок или поиск новых путей и средств самовыражения?
Дмитрий Богомазов: В сегодняшних условиях отсутствия нормального финансирования, к сожалению, вопрос выживания театра напрямую связан с количеством проданных билетов. Конечно, театр немыслим без постоянных творческих и эстетических поисков, но часто вынужден идти навстречу несколько «заниженным» эстетическим потребностям сегодняшней публики, желающей в театре отдыхать, а не думать. Поэтому в украинском театре присутствуют обе тенденции, но, к сожалению, в разной пропорции.
Какие вы видите перспективы развития театрального процесса в Украине?
Дмитрий Богомазов: Отслеживать театральный процесс и создавать контекст — это дело театральных критиков. А поскольку театральная критика у нас превратилась в журналистику (часто дилетантскую), то говорить можно только о личной перспективе каждого отдельно взятого режиссера. Все перспективы развития театрального процесса собраны индивидуально в головах и сердцах украинских режиссёров.
Какой рейтинг имеет украинский театр в Европе и в России?
Дмитрий Богомазов: Сегодня на международных фестивалях за рубежом украинский театр как явление не присутствует. Там, время от времени, появляются спектакли украинских режиссёров, но это, опять-таки, частный случай. Таковы реалии.
Дмитрий Богомазов: перспективы развития театрального процесса собраны в головах и сердцах украинских режиссёров
В одном из интервью вы рассказывали о специальной конференции в Марселе, посвящённой «фриш-индустрии», то есть возможностям освоения художниками нетрадиционного пространства?
Дмитрий Богомазов:В то время я работал в галерее «Лавра». Мы сделали там «Горло Sanctus» по Гофману и «Морфий» по мотивам Булгакова и Кандинского. Но в Украине освоение нетрадиционного пространства для творческих замыслов – весьма редкое явление. А в Европе заброшенные заводы и склады часто предоставляют художникам.
Кстати, Влад Троицкий в промзоне на Выдубичах провёл «Гогольфест».
Дмитрий Богомазов: Опять-таки — это пример частной истории. Ведь практически он единственный режиссёр, кто осуществил подобный масштабный замысел. Хотелось бы, чтобы ему хватило энтузиазма и сил заниматься этим проектом и в дальнейшем, чтобы нашлись средства обустроить это пространство для нормальной работы.
А вам предлагали поставить что-либо за рубежом?
Дмитрий Богомазов: Конечно, я и работал. Но это невозможно делать часто, у меня здесь есть работа и обязательства - я не могу просто так всё оставить и поехать работать в другую страну. Я взрослый человек. У меня другой уровень ответственности за все дела, которыми я занимаюсь в Украине.
Сейчас вы ведете третий курс студентов, обучающихся актёрскому мастерству в институте им. Карпенко-Карого. Какими вы видите дальнейшие перспективы творческого роста ваших студентов?
Дмитрий Богомазов: В этом сезоне три студента режиссёрского курса Эдуарда Митницкого с моими студентами-актерами поставили на площадке «Вильна сцена» свои спектакли: «Фрёкен Жюли» по Августу Стриндбергу (режиссёр – Юлия Першута), «Белые ночи любви» по мотивам Достоевского (режиссер — Андрей Попов) и «Урод» Мариуса фон Маенбурга (режиссёр – Валентина Сотниченко). В молодых надо верить и тогда театр не исчезнет. Молодые могут найти какие-нибудь другие формы существования театра. Если не верить в своих студентов, то зачем тогда их учить? Я оптимист, иначе не занимался бы театром. Я не знаю, что будет завтра, но надо верить в будущее. Эдуард Митницкий сам воспитал своих режиссёров и актёров в Театре на Левом берегу. Это и есть понятие ответственности – мы сами создаём перспективу развития, воспитываем достойную смену, чтобы театральный процесс двигался дальше.
Чем можно объяснить ситуацию, что на сцене Театра им. Леси Украинки ваш новаторский спектакль «Сон в летнюю ночь» не прижился? Несовпадением менталитетов?
Дмитрий Богомазов: Этот вопрос не ко мне, а скорее к руководству этого театра.
Вы высказывались о том, что театр в определённой мере связан с «убийством иллюзий». Звучит так же парадоксально, как и «кинематограф – фабрика антигрёз».
Дмитрий Богомазов: Я говорил об одном из конкретных направлений в театральном искусстве. Всё же театр чаще создаёт иллюзии, и большинство зрителей и по сей день идут в театр именно за иллюзиями.
Условно, театр можно поделить на тоталитарный, который манипулирует залом, рождая среди зрителей некую общую эмоцию, и театр демократический, который позволяет зрителю переживать увиденное и услышанное в соответствии с личными ощущениями. Такой театр не руководит залом. Восприятие зрителя формируется индивидуально.
Без одного из банальнейших вопросов о ваших творческих замыслах и планах все равно не обойтись.
Дмитрий Богомазов: Сейчас я начал репетировать в Театре драмы и комедии спектакль по рассказам Юрия Коваля. А с актёрским курсом мы готовим «Сон в летнюю ночь» Шекспира на сцене учебного театра КНУТКИТ им. Карпенко-Карого. В сентябре со студентами едем в Пекин на Международный фестиваль театральных школ.
Беседовала Анна Лобановская