16 млн грн за нарушение законодательства о рекламе. Такой беспрецедентный штраф придется заплатить фармацевтической фирме «Дарница». Это следует из решения Киевского апелляционного админсуда от 6 июня. Постановление суда может быть обжаловано в кассационном порядке, однако вступило в силу оно с момента оглашения.
Спорный вопрос
Год назад в Госинспекцию по защите прав потребителей обратились Всеукраинский союз защиты прав потребителей и парламентский комитет по вопросам здравоохранения с просьбой проверить рекламный ролик препарата «Мирамистин» на соответствие законодательству о рекламе. При проверке, в частности, была взята во внимание экспертиза Всеукраинской рекламной коалиции. По результатам расследования установили, что в рекламе есть признаки недобросовестности, которые вводят потребителя в заблуждение и могут причинить вред лицу, государству или обществу вследствие недостоверности, преувеличений. И в декабре прошлого года компанию оштрафовали на 16 075 606,30 грн. Фармацевты обжаловали решение инспекции, а окружной админсуд Киева вынес решение в их пользу. Впрочем, в апелляционном суде фармацевты проиграли.
В ролике, удовлетворенная после интимной близости с мужчиной, молодая женщина задается вопросом безопасного секса. Ей советуют применять указанный выше препарат для профилактики венерических заболеваний, которые здесь же и перечисляются. При этом подается информация, что препарат уничтожает бактерии и действует губительно даже на вирус иммунодефицита. В постановлении админсуда указывается, что согласно законодательству, ВИЧ относится к особо опасным болезням, а ряд других, упомянутых в рекламе, к опасным. В то же время, из текста рекламного ролика, поданного определенным образом, у потребителя может сложиться впечатление, что в случае применения препарата женщина защитит себя от упомянутых болезней. Кроме того, способ подачи и слова в рекламе указывают на терапевтические эффекты медпрепарата, что противозаконно в случае рекламы средств лечения болезней, не поддающихся или сложно поддающихся лечению. Также в инструкции к препарату определен конкретный перечень болезней, при которых он может применяться. Но из рекламы может создаться впечатление, что препарат лечит от любых инфекций, передающихся половым путем. Более того, может создаться впечатление, что препарат защищает от ВИЧ.
Борцы с недобросовестностью
По словам партнера ЮК «Правовая помощь» Владимира Гурлова, использование недобросовестной рекламы в Украине не является масштабным. «Точнее будет говорить о том, что такие случаи носят регулярный характер. Бизнес перманентно ищет пути наиболее действенного пиара», - говорит он. При этом замечает, что особенно грешат в сферах рекламы табака, алкоголя и лекарственных средств. А партнер ЮФ Vox Legum Михаил Спасов считает, что проблема использования недобросовестной рекламы достаточно значима в Украине в последние несколько лет. «Если ранее АМКУ следил за отдельными компаниями на рынках в «точечном» режиме, то на сегодняшний день он проверяет целые отрасли, в частности, под особым вниманием комитета пребывает фармацевтическая индустрия», - рассказывает юрист.
Проблема использования недобросовестной рекламы достаточно значима в Украине
Со стороны государства бороться с недобросовестной рекламой призваны Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей и Антимонопольный комитет. Владимир Гурлов поясняет, что обратиться в эти органы может любой потребитель (физ- или юрлицо, объединение граждан). При этом, если речь идет о нарушении прав потребителя, обращаться стоит в орган по защите прав потребителя, если же в рекламе усматривается недобросовестная конкуренция – в АМКУ. Вопрос о возмещении убытков, причиненных недобросовестной рекламой, решается в судебном порядке. «Любой потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав как в инспекцию по вопросам защиты прав потребителей, так и в судебном порядке», - замечает Михаил Спасов. Но дополняет, что встречаются ситуации, когда жалобы на компании в АМКУ подают конкуренты, в том числе по надуманным поводам. Однако комитет изначально требует аргументацию и мотивировку жалобы, иначе последует отказ в ее рассмотрении.
За что и как карают
Согласно закону «О рекламе», недобросовестной считается реклама, которая может ввести в потребителей в заблуждение, нанести вред лицам, государству или обществу вследствие своей недостоверности, неточности, двузначности, преувеличения, замалчивания. Также недобросовестной считается реклама, распространение которой происходит с нарушением требований относительно места, времени и способа распространения (например, рекламировать алкоголь на ТВ можно только ночью, а сигареты нельзя в местах проведения массовых мероприятий и т.д.).
Введением потребителей в заблуждение, согласно закону «О защите от недобросовестной конкуренции», является сообщение, в том числе в рекламе, неполных, неточных, неправдивых ведомостей, замалчивание отдельных факторов или нечёткость формулировок, которые повлияли или могут повлиять на решение потребителя касательно приобретения товаров, работ, услуг. Владимир Гурлов замечает, что такой обман может быть не только прямым (сообщение недостоверной информации), но и совершаться путем умалчивания информации, преувеличения, двузначности формулировок.
Важно отметить, необязательно доказывать факт введения конкретного потребителя в заблуждение. Для признания рекламы недобросовестной достаточно заключения о том, что реклама гипотетически может ввести в заблуждения потребителя. Однако здесь нужна экспертиза, которую могут проводить сертифицированные эксперты. Но закон «О рекламе» позволяет проводить независимую экспертизу рекламы объединениям граждан и объединениям предприятий в сфере рекламы. «На практике контролирующие органы достаточно часто в основу своих решений кладут выводы экспертных заключений объединений граждан, в то время как суды рассматривают такие заключения более критично, и, если необходимо, назначают судебную экспертизу», - рассказывает Владимир Гурлов.
Максимальный штраф за недобросовестную конкуренцию составляет 5% дохода за последний год
Согласно закону «О защите от недобросовестной конкуренции», максимальный штраф АМКУ за действия, признанные недобросовестной конкуренцией составляет 5% дохода субъекта хозяйствования за последний год. Если дохода не было или его размер определить невозможно, штраф может налагаться на сумму, не превышающую 170 тыс. грн. В случае наложения штрафа Госпотребинспекцией, его размер определяется исходя из стоимости изготовления или распространения недобросовестной рекламы. К примеру, за нарушение требований законодательства относительно содержания рекламы субъект хозяйствования может быть оштрафован на сумму, которая равна пятикратному размеру стоимости распространения такой рекламы, а если нарушение оказалось не первым за год – в десятикратном размере. «Таким образом, ни минимальных, ни максимальных границ в денежном эквиваленте нет», - говорит Владимир Гурлов. Если же стоимость рекламы определить невозможно по объективным причинам, Госпотребинспекция имеет право оштрафовать нарушителя на сумму не более 5100 грн.
Лучше упредить проблемы
Юристы советуют рекламодателям избегать в рекламе заведомо ложных утверждений. «В частности, говоря о рекламе в фармацевтической отрасли, следует избегать слов и выражений, таких как «наилучший», «безопасный», «самый эффективный», «не имеет побочных эффектов», «много лет на рынке», если рекламодатель не может подтвердить и доказать правдивость этих утверждений документально», - говорит Михаил Спасов. Он считает, что лучшим советом рекламодателям будет обращаться к юристам для анализа рекламы на предмет соответствия нормам действующего законодательства.
По словам Владимира Гурлова, рекламодатели должны всегда помнить – лучше предупредить появление проблем, чем решать их. Для этого в обязательном порядке необходимо детально анализировать рекламную информацию на стадии разработки. «Кроме того, необходимо помнить, что балансирование на грани дозволенного чаще приводит к неблагоприятным последствиям, поэтому лучше сделать своеобразный задел и лишний раз перестраховаться», - советует юрист.