Не было на минувшей неделе события более обсуждаемого в журналистской среде, чем скупка на корню Сергеем Курченко Бориса Ложкина. То есть, конечно, не Ложкина, а УМХ, и не Курченко, а… С другой стороны, что такое Ложкин без УМХ? Впрочем, Курченко без ВЕТЭК – еще смешнее, чем Курченко с ВЕТЭК. Однако, мы о скромности.
Сергей Витальевич Курченко – это наглядный урок всему украинскому обществу: будь скромен, трудолюбив и лоялен, и в юные годы у тебя будет миллиард, футбольный клуб, собственный журнал «Форбс» и даже – изумительно! – собственная «Теленеделя». Ну, как собственная…
Вот тут всплывает вторая сторона урока скромности. Смельчак, нокаутер и правдоруб Виталий Кличко, невзирая на лица, заявил, что Курченко – «так называемое лицо, человек, которого сделали лицом тех или иных, а за ним стоят совсем другие персоналии, всем известны, но они не хотят быть публичными в этом направлении». Непубличные в этом направлении лица не стали кичиться: дескать, у нас столько, что всех три раза купим, а поручили эту миссию милому 27-летнему пареньку. Строгое воспитание просто не позволило тыкать свой успех в морды тем, у кого свой нефтеперерабатывающий завод еще впереди. Ну а че понты гонять, в натуре?
Есть и третья сторона урока скромности от Сергея Курченко и лиц, непубличных в этом направлении. Вот владеете вы, допустим, футбольным клубом «Металлист», души в нем не чаете и мечтаете о финале Лиги чемпионов. А тут к вам приходят и делают предложение, от которого вы, конечно, можете отказаться, но это будет с вашей стороны чудовищно нескромно. Приходится соглашаться, да еще изображать при этом довольный вид, будто так и надо. Очень, знаете, дисциплинирует.
Или работаете вы в «Теленеделе» или, на худой конец, «Форбсе», и гордитесь, что круче вас в стране только, может быть, Мустафа Найем и Катя Осадчая, и вдруг – оп! – а вы уже «семейный» человек, и Виктор Федорович Янукович не просто какой-то там президент, а почти член вашего дружного творческого коллектива. В каком-то смысле даже больше, чем член. И вот эта внезапность судьбы как-то осаживает гордыню. На смену шоку приходит недоумение, а там, рукой подать, и смирение. Раз никуда в стране не деться от скромняг, надо думать о сосуществовании: они страну сосут, а мы как-то при этом существуем…
Полтора года назад президент Янукович в ответ на вопрос журналиста об обширных работах в Межигорском поместье заявил, что ему не завидует. Не все тогда поняли ход президентской мысли. Некоторым почудилась угроза: не завидуйте, мол, мне, а то вам потом не позавидуешь. Но на самом деле уже тогда Виктор Федорович пытался донести до народа мысль о том, что нужно быть скромнее. Журналистам – в задаваемых вопросах, бизнесменам – в аппетитах, политикам вообще лучше заткнуться. И не остановился на этом государственный муж, а продемонстрировал всем личный пример. Откуда ни возьмись, появился Сережа Курченко.
Тут бы, казалось, и выпить за скромность, но пришла весть, что на британском флоте изменили формулировки традиционных тостов: теперь по субботам в кают-компаниях за обедом будут пить не за «наших любимых девушек и жен!», а «за наши семьи!». И правда, на флоте сейчас служит почти 20% женщин, среди них даже командиры кораблей и корабельных соединений, и не у всех из них есть жены. А по вторникам по той же причине вместо «за наших ребят!» прозвучит «за наших моряков!».
На понедельник у британцев запасен тост «за тех, кто в море!», но нам, с нашим сухопутным понедельником, он как-то не с руки. Зато четверговый мне очень понравился, циничный такой: «за кровавые войны и жестокий мор!» - то есть, за быстрое продвижение по службе из-за убытия личного состава. У нас вроде и не мор и не война, но как некоторые продвигаются! Но ведь и они не вечные, кто-то, поглядывая на их успехи, тоже поднимает тост. Итак, за кровавые войны и жестокий мор!
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец
Фото: Корреспондент