Нет-нет, я, конечно, знаю ответ на этот вопрос. Собственно, пока нигде в мире толерантность не достигла таких высот, и странно было бы видеть Украину в первых рядах. Хотя журнал Newsweek в прошлом году вышел с Обамой на обложке и подписью: «Первый гей-президент», и это не было воспринято как грязная клевета. Просто президент США выступает за легализацию однополых браков, подумаешь.
Но вот если бы перед вами был выбор: гетеросексуальный кандидат в президенты с частично ампутированной совестью или патологически честный гомосексуалист, вы бы как голосовали? Видите, не так все просто.
Когда Государственная Дума России приняла закон, строго наказывающий за распространение информации о гомосексуализме среди молодых людей младше 18 лет, мэр Рейкьявика Йон Гнарр написал у себя в фейсбуке: «Если вам не нравятся геи, вам на самом деле нужно ненавидеть людей с традиционной ориентацией – ведь это они их делают. Дорогая Дума. Ваша религия более опасна, чем гомосексуальность. Геи прикольные. Страх внушаете вы и ваша церковь».
Еще раньше, в ноябре прошлого года, когда во Франции прошли массовые манифестации против однополых браков, Гнарр отреагировал не мене жестко: «Гомофобия – не фобия. Гомофобы не боятся. Они просто куча придурков». Йон Гнарр – тот самый мэр, который на местных гей-парадах появляется одетым в парик и яркое платье. При этом он - отец пятерых детей: не обязательно быть геем, чтобы не любить придурков-гомофобов. Мэру важно показать, что его место среди прикольных, а не среди злобных.
Когда Йон Гнарр по приколу создал свою партию, чтобы троллить чопорных местных политиков, он, по его словам, впервые столкнулся с тяжелым политическим выбором: назвать партию «Лучшей» или «Крутой». Решил не скромничать. Лучшая Партия не стала обманывать избирателей и сразу заявила, что не собирается выполнять свои предвыборные обязательства: строить Диснейленд в аэропорту, снабдить всех бесплатными полотенцами в бассейнах и освободить исландский парламент от наркотиков к 2020 году.
Самое интересное, однако, что жители столицы, рассерженные на традиционные политические силы за их поведение во время экономического кризиса, отдали большинство голосов «лучшим», а мэром стал бывший комик, называвший себя «Джонни Панком» и игравший в группе «Сопливые носы». Вдруг оказалось, что из комика вышел неплохой политик. Согласитесь, это куда лучше, чем когда политик вдруг оказывается всего лишь комиком, при наличии всех обязательных атрибутов: пиджака, галстука скучных пафосных речей и «команды единомышленников» с похоронными лицами.
В Украине модно говорить о необходимости принципиально новых политических сил и качественно иной политики. Но предложение на этом рынке все так же убого, как и долгие годы до этого. Бог с ним, не надо голубых и розовых, но сколько можно подсовывать серых? Отсутствуют прикольные, зато злобные в избытке.
Расскажу напоследок смешную историю. Был недавно в одной интересной компании, которую объединяет интерес к написанию киносценариев. Не помню, как повернулся разговор, но кто-то нелицеприятно упомянул мэра Рейкьявика, дефилирующего в платьях на гей-парадах. Все осуждающе покачали головами. «Ну откуда у таких милых образованных людей гомофобия», - посокрушался я, но не стал вступать в бесполезные споры. А когда дело дошло до игрового коллективного написания сценария, в его центре общими усилиями оказался герой-скинхед, который неожиданным образом становится гей-иконой. О чем кино? О толерантности, согласились все.
Так выпьем же, друзья, за толерантность. Пусть и в скрытых формах, но она у нас, слава богу, существует. Значит, не все потеряно. Есть шанс, что серые не навсегда.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец