Жесткую конкурентную борьбу ведут между собой не только производители устройств, но и разработчики системных приложений. Невидимая для большинства пользователей война принимает новые формы и становится все ожесточеннее.
Благодаря росту котировок акций Microsoft Corp. до пятилетнего максимума, сооснователь корпорации Билл Гейтс тихо и без помпы снова возглавил рейтинг богатейших людей планеты. Последний раз на верхушке чарта он был шесть лет назад.
Особенно интригуют эти события на фоне информации о том, что руководство корпорации признало десктопную версию операционной системы Windows 8... неидеальной. «Всего» полгода потребовалось разработчикам из Редмонда, дабы осознать, что у системы есть ряд недостатков. Так, главный маркетинговый директор Microsoft Тэми Рэллер сообщила, что компания планирует изменить свою стратегию продаж и учесть жалобы клиентов в обновленной версии, носящей рабочее название Windows Blue.
Самое досадное для разработчика, что все перечисленные ошибки и неудобства участники рынка указывали еще до официального релиза Windows 8. Прямые конкуренты и вовсе глумились над новым продуктом: по мнению главы Apple Тима Кука, создание Windows 8 — такая же технически возможная операция, как объединение тостера с холодильником. Сегодня топам MS приходится констатировать, что самый большой проект компании оказался провалом, как минимум с маркетинговой точки зрения. «Очевидно, что мы могли и должны были сделать больше», — сокрушается Тэми Рэллер.
Справедливости ради нужно отметить, что большинство нареканий на систему исходит от пользователей десктопных версий, и значительно реже — от юзеров мобильных устройств. Да и 100 млн реализованных лицензий на начало мая, а также доля рынка продукта от 3,8% до 7%, согласитесь, — не такие катастрофические цифры, пусть они и не так успешны, как у «семерки» и XP.
Но ведь не просто так старина Билл стал самым богатым, а его детище уже почти 40 лет шатает и воспитывает весь IT- и финансовый рынок. На фоне негатива, который бросает тень на будущее Win8, все чаще можно встретить мнение, что это не более чем маркетинговый ход для подкрепления продаж Windows Blue, который анонсировали 1 июня. Вспомним хотя бы сбой Windows 98 на презентации с Гейтсом, который отнюдь не выглядел простой случайностью.
Кстати, не только «простеньким» маркетингом озадачивается Microsoft в борьбе за мобильных пользователей, да и производителей.
Кризис переростка
Apple уже не та, кажется, что на коне теперь кто-то другой, вот Samsung например. Apple в беде?
Стратегические партнеры позволили разработчику из Редмонда немного активнее продвигаться на рынке с новыми продуктами (правда, в основном с Windows Phone). Даже в Украине Windows чаще можно было заметить на билбордах и в роликах продукции Nokia, чем в официальной рекламе MS. Но борьба за долю рынка не ограничилась только рекламной кампанией. Группа компаний FairSearch во главе с Microsoft и Nokia (всего 17 участников) направили жалобу в Европейскую комиссию против Google, обвинив ее в том, что операционная система Android нарушает антимонопольное законодательство ЕС. «Google использует свою ОС Android как «троянского коня», чтобы вводить в заблуждение партнеров, монополизировать мобильный рынок и контролировать пользовательские данные, — отметил юрист Томас Винье, представляющий интересы FairSearch. — Неспособность сопротивляться только ободрит Google, который перенесет свое доминирование из сегмента ПК на мобильные платформы».
Впрочем, «Корпорация добра» страдает не столько от дружественных конкурентов, сколько от агрессивных партнеров по сегменту. Предоставив Samsung выгодные условия сотрудничества по Android, Google подставила сама себя.
В 2012 году корейцы заняли 40% мирового рынка смартфонов. В начале этого года просочились слухи, что в Маунтин-Вью настолько озабочены доминирующими позициями сеульцев среди производителей их родной операционки, что всерьез рассматривают возможность то ли переформатировать свои отношения с вендорами, то ли вообще приостановить поддержку Android.
Дело в том, что Samsung выбивает у американцев все большую долю выручки с сегмента мобильной рекламы, ведет собственную политику по внедрению приложений на устройства, зачастую отказываясь от родного софта Google. Но главное — Samsung выживает из бизнеса других жизнеспособных Android-производителей. Да, американцы выиграли от роста популярности системы в целом, но последние пару лет этот рост происходит в основном благодаря корейцам. Начиная с 2010 года производитель из Сеула планомерно захватывал рынок, и теперь американцы опасаются, что Galaxy может повторить кульбит Amazon с Kindle Fire, которая создала собственное ответвление Android. А это уже чревато не просто переделом рынка, а откровенной потерей для Google.
Вернуть Android
Впрочем, в Калифорнии тоже не только ботаны-программисты сидят. Откусить обратно долю собственного продукта и вернуть контроль над Android Google может с помощью приобретенной Motorola, о волшебном устройстве которой не один месяц судачат знатоки.
Другим методом является навязывание пользователю «чистого» Android, без изменений разработчиков аппаратов. Пока не совсем понятно, как это возможно реализовать, но уже есть информация, что тестировать этот подход будут на наиболее любопытных устройствах сегодняшнего рынка — HTC One и Samsung Galaxy S4. Оба аппарата в версии Google выйдут без изменений, но начинка лишится интерфейсов Sense и TouchWiz.
Не совсем очевидным, с точки зрения дальнейших прогнозов является... объединение Android и Chrome OS. Разговоры об этом ходили давно, но в большинстве своем это были лишь сплетни. Больше конкретики появилось после обнаружения в исходном коде новейшей сборки OS Chromium ассистента Google Now. Кроме того, у обеих операционок теперь общий руководитель (им стал Сундар Пичаи). На слияние Android и Chrome OS также намекает фотография робота из хрома, которую сделал сотрудник «Корпорации добра» в своем кампусе.
Если при этом Google удастся не отпугнуть крупнейших азиатских разработчиков, их общему основному конкуренту не поздоровится.
Яблоки в беде?
На одном из последних публичных выступлений Тима Кука, журналисты прямо спросили: «Apple уже не та, кажется, что на коне теперь ктото другой, вот Samsung например. Apple в беде?»
Глава «фруктовой» корпорации скромничать не стал: «Вовсе нет! Мы всегда конкурировали с сильными компаниями. Например, раньше одним из таких конкурентов была Microsoft, она остается им и по сей день». Но аудиторию больше волновал другой вопрос, которого Кук дожидаться не стал: «Вижу ли я рост Android? Конечно. Я же не страус, который прячет голову в песок. Но для Apple победа никогда не была тождественна первому месту по количеству проданных устройств. Мы делаем, возможно, лучшие компьютеры, но далеко не большинство. Мы делаем лучший музыкальный плеер, и их большинство, но так было не с самого начала. Мы производим лучшие планшеты, и они самые популярные. Мы выпускаем лучшие телефоны, но, опять же, не большинство».
Причем это «не большинство» стабильно уменьшается. По данным IDC, падение доли рынка в первом квартале 2013-го к аналогичному периоду 2012-го для «фруктовой» операционки составило 5,7 процентных пункта (17,3%). Понятно, что в случае с iOS отгрузка полностью зависит от количества их же проданного оборудования, обновление которого в ближайшее время не подтверждается. Укрепить позиции iOS мог бы бюджетный телефон, но пока его нет, ребята из Купертино решили обновить ОС как мобильную, так и десктопную.
Бета-версии будут представлены 10 июня на конференции, которую Apple организовывает для девелоперов. По слухам, седьмая версия iOS должна существенно измениться, в первую очередь в сторону упрощения дизайна — он станет «плоским и черно-белым», а доступ к настройкам будет проще. Попрежнему без специального софта, например, джейлбрейка, пользователи могут ходить лишь теми путями, которые оставила открытыми сама Apple. Официально для широкого круга пользователей обновление станет доступно, вероятно, в сентябре.
Ягодный фреш
BlackBerry (Research In Motion Ltd.) среди тех, кто проспал этот рынок. Все последние версии их операционных систем вызывали недоумение не только у широкой публики, но и у многолетних приверженцев марки. «Мало программ в магазине, среда неудобная, навигация странная, хуже, чем была», — именно таким был отзыв среднестатистического пользователя.
Спасала лишь лояльность нескольких поколений бизнесменов в Северной Америке и Юго-Восточной Азии к канадскому бренду. Но даже эта традиция не позволила производителю из Ватерлоо удержать третье место в сегменте ОС для смартфонов. Microsoft обошел их.
Но канадцы люди суровые, легко не сдаются. В мае 2013-го они начали продажи второго смартфона на базе новой операционной системы BlackBerry 10. Полностью сенсорный аппарат под управлением BB10 вернул канадцам надежду на выживание. Второй, классический, QWERTY-смартфон скорее создан для того, чтобы угодить многочисленным фанатам аппаратной клавиатуры.
Критики оценили усилия: «Очередная версия обещает дать пользователям BlackBerry полную совместимость с приложениями, созданными для Android 4.2, устранить все сбои, которые пока еще случаются с «андроидными» репликами». А лучшим лакмусом операционки оказался магазин приложений — он начал насыщаться полноценными продуктами именно для BlackBerry.
И другие фрукты
На «всех остальных» в первом квартале 2013 года IDC выделил 0,1% доли рынка. Но если внимательно посмотреть на список участников, становится ясно, что доля может резко возрасти еще в этом году.
Являясь лидером среди производителей аппаратов под Android, Samsung не забывает рассматривать другие варианты. Исполнительный вице-президент Samsung Дэвид Юн уже говорил о том, что его компания планирует ворваться на рынок мобильных ОС и сыграть по-крупному. Речь идет о партнерском продукте с Intel — OC Tizen.
Еще одной акулой IT-рынка, «двинувшейся» в этот сегмент, стала Mozilla. Huawei, ZTE и LG Electronics выпустят аппараты под ОС Mozilla Firefox в этом году. «Firefox OS привнесет на рынок смартфонов мощные открытые вебтехнологии, обеспечивая покупателям выбор и больше вариантов, соответствующих их образу жизни», — громко заявил в феврале соучредитель и главный технолог Mozilla Брендан Айк.
Также в этом году финский стартап Jolla планирует запустить смартфон на собственной платформе Sailfish. Британская Canonical готовит смартфонную версию системы для Ubuntu, ее установка на устройства с помощью мобильных операторов станет возможной в начале 2014 года. Ну и не стоит забывать о наследии HP/Palm, мутировавшем в WebOS. Проект востребован небольшими noname-производителями из Юго-Восточной Азии.
Но чтобы завоевать хоть какую-то мало-мальски ощутимую долю рынка, ОС необходимо заручиться не только поддержкой производителей и провайдеров, а главным образом — разработчиков программ. Гениальная система без приложений никому не нужна.
С другой стороны, на руку альтернативщикам сыграет потребность в снижении издержек. В то время как в развитых странах рынок смартфонов уже насыщен, на развивающихся рынках подобных тенденций пока нет, а наличие устройств по доступной цене будет иметь огромное значение. И даже если в этом году жесткого передела рынка в хвосте списка ожидать не приходится, то уже в среднесрочной перспективе конкуренция может перерасти в настоящие войны.
Но конечному пользователю это должно быть только на руку, устройства будут дешевле и удобнее в использовании.