Контракти.ua

23307  —  18.11.08
Великая стена. Финансовая система подвергнется радикальной реформе
Великая стена. Финансовая система подвергнется радикальной реформе

В мировом финансовом кризисе виноваты не только рейтинговые агентства и инвестбанки, но и регуляторы, многие десятилетия закрывавшие глаза на безответственность и круговую поруку посредников.

Виталий ШУШКОВСКИЙ, директор по операциям на фондовом рынке ИК «Мегаполис Капитал», Контракты

 

То, что год назад провозглашали лишь единичные гуру, сегодня стало почти общепринятой истиной: кризисы такой силы, как нынешний, случаются не чаще чем раз в 25–30 лет. Еще рано утверждать, что теперь-то мировая финансовая система точно подвергнется радикальной реформе. Однако масштаб переживаемых в данный период потрясений дает робкую надежду на то, что основы более эффективного устройства глобального рынка капитала будут заложены именно сейчас — если не фактически, то, по крайней мере, идеологически.

Пока мы наблюдаем лишь очередную попытку найти виновных в кризисе и наказать их. 22 октября Комитет по надзору и правительственным реформам Палаты представителей Конгресса США провел слушания о роли рейтинговых агентств в финансовом кризисе (аналогичные заседания конгрессменов были посвящены причинам коллапса инвестбанка Lehman Brothers и страховой компании AIG, роли федеральных регуляторов, проблемам надзора за хедж-фондами и т. д.).

Дискуссия, развернувшаяся между представителями американских властей и пострадавшими банкирами, позволяет предположить, что же в итоге хотят получить ее инициаторы. Похоже, основными задачами нынешних борцов с кризисом являются: расширение полномочий регулирующих органов на финансовом рынке, концентрация общественного негодования на рейтинговых агентствах, выведение из-под огня критики и без того пострадавшие банков. Нечто похожее мы наблюдали в 2002 году. Тогда за грехи всей финансовой индустрии пришлось отдуваться прежде всего аудиторским компаниям. Нормативные требования, регулирующие деятельность менеджмента и аудиторов публичных компаний, были ужесточены крайне непопулярным Законом Сарбанеса-Оксли.


Вина рейтинговых агентств в нынешнем кризисе очевидна. Во многом именно их стараниями приобрела широкое распространение модель выпуска сложных долговых инструментов, ставшая непосредственной причиной происходящих сейчас финансовых и экономических потрясений.

Вместе с тем все большему количеству вникающих в происходящее аналитиков становится ясно: в сложившейся ситуации нет смысла обвинять различные категории профессионалов финансового рынка. Виноваты не банки, не регуляторы и не кредитные агентства. Виновата укоренившаяся за многие десятилетия на финансовых рынках система всеобщей безответственности и круговой поруки посредников самых разных мастей и окрасок.

Как сейчас работает финансовый рынок? Эмитент ценных бумаг, а не инвестор платит аудиторам за проверку и подтверждение достоверности финансовых отчетов компании, выпускающей ценные бумаги. Эмитент, а не кредитор оплачивает труд рейтингового агентства, выносящего суждение относительно надежности долговых обязательств компании. При этом аудитор хотя бы теоретически несет какую-то ответственность за свои выводы и оценки, тогда как рейтинговое агентство всего лишь высказывает предположения о кредитоспособности компаний. На данный момент предъявлять юридические претензии к адекватности рейтингов нет смысла.

Есть причины сомневаться и в объективности аналитических материалов, публикуемых инвесткомпаниями. Брокерские дома нередко выпускают рекомендации по ценным бумагам, в которые сами же инвестируют. Можно сколько угодно рассуждать об укрепленных за последние пять лет «китайских стенах» — информационных барьерах между подразделениями, обслуживающими три основных источника доходов любого инвестбанка: клиентские операции, привлечение средств для эмитентов и инвестиции за счет собственного капитала. Но разумный человек с опытом работы в крупной коммерческой структуре вряд ли поверит, что эти барьеры действуют не только на низовом и среднем уровнях, но и на высших позициях управленческой вертикали.

Наконец, структуры, управляющие инвестиционными фондами, прикрываясь многочисленными фиговыми листками: аудиторскими выводами, рейтинговыми отчетами, рекомендациями брокерских компаний, решениями инвестиционных комитетов и пр., фактически создали условия, когда ответственность за принимаемые ими решения сведена к нулю.

Пока рынки растут, инвесторы закрывают глаза на многочисленные прорехи в организации финансовых рынков, создающие возможности для конфликта интересов или даже коррупции. Но когда вместе с кризисом наступает расплата, пострадавшим инвесторам остается признать, что конечная ответственность лежит на них самих. В особо вопиющих случаях безответственности посреднических структур ситуацию исправляет государство, пуская в ход полученные под шумок дополнительные полномочия и/или деньги налогоплательщиков.

Как выглядела бы более совершенная и устойчивая к злоупотреблениям система? Рискну предположить, что рано или поздно финансовые рынки переживут структурную перестройку, основанную на двух основных принципах: в рамках одной компании или группы аффилированных предприятий не могут предоставляться финансовые услуги, при сочетании которых возникает конфликт интересов (например, привлечение капитала, брокерские и аналитические услуги, управление активами одновременно); эмитенты ценных бумаг не имеют права выступать непосредственными заказчиками аудиторских проверок, рейтинговых оценок или инвестиционных рекомендаций.

Запрет компании предоставлять спектр финуслуг, ведущих к конфликту интересов, обычно считают трудновыполнимой задачей из-за мощного лоббистского потенциала финансовых групп. Однако в условиях кризисов, подобных нынешнему, возможности фингрупп существенно ослабевают. Сумели ведь американские законодатели в эпоху Великой депрессии разделить банки на коммерческие и инвестиционные. Логично предположить, что нынешний кризис позволит провести более радикальные реформы.

Заказчиками аудиторских проверок отчетности эмитентов могут быть не сами компании, выпускающие ценные бумаги, а биржи. Плата за такие услуги может включаться в тарифы за размещение бумаг на фондовой площадке и поддержание листинга. Допускается также повышение стоимости услуг биржи для торговцев ценными бумагами.

К тому же рейтинговые оценки вправе оплачивать биржа за счет сборов с эмитентов и торговцев. При этом РА могут вернуться к распространенной до 1970-х практике взимания абонентской платы с пользователей рейтингов. Такой вариант станет реальным, если брокерские компании лишатся права публиковать инвестиционные рекомендации по ценным бумагам. В этом случае для рейтинговых агентств откроется дополнительная рыночная ниша. Аналогичные механизмы применимы и для финансирования рейтинговых оценок.

По мере углубления нынешнего кризиса растет число сторонников государственного вмешательства в экономику, тогда как количество противников госрегулирования уменьшается. Однако корни кризиса не в слабости невидимой руки рынка и недостаточности полномочий регуляторов, а в искажении действия рыночных сил вследствие неадекватности механизма регулирования финансового рынка государством. Есть надежда, что неизбежные после нынешнего кризиса перемены хотя бы отчасти устранят эти искажения.

Статьи по теме
ЄЦБ вимагатиме від найбільших європейських банків скоротити діяльність у Росії, - Reuters
ЄЦБ вимагатиме від найбільших європейських банків скоротити діяльність у Росії, - Reuters

Європейський центральний банк готовий вимагати від італійського банку UniCredit скоротити бізнес із Росією.
вчера, 14:02 — 236

Валютні банківські картки: навіщо потрібні, які можливості та обмеження
Валютні банківські картки: навіщо потрібні, які можливості та обмеження

Якщо ви збираєтесь або вже знаходитесь за кордоном, чи оплачуєте товари або послуги в зарубіжних магазинах, або ж отримуєте валютні надходження з-за кордону – вам не обійтись без валютної банківської картки.
вчера, 10:53 — 177

Купівля-продаж валюти НБУ свідчать про стабільність ринку
Купівля-продаж валюти НБУ свідчать про стабільність ринку

За тиждень, який добігає кінця, тобто з 8 по 12 квітня, Нацбанк України скоротив продаж валюти на міжбанківському валютному ринку до 378,3 млн дол. При цьому регулятор купив майже 1,25 млн дол.
14.04 — 232