В условиях финансового кризиса рынок лизинга в застое — 7 из 10 лизинговых программ зависят от банковского кредитования. В октябре удельный вес автомобилей, приобретенных в кредит, сократился до 30% от общего объема продаж — на 9% меньше, чем в августе. Если НБУ не отменит кредитные ограничения, то к концу года рынок автомобильного кредитования свернется — банки, завершив старые кредитные программы, новые открывать не будут.
Собственники лизингодателей, %
Продемонстрировать лучшую динамику в условиях финансового кризиса у лизинговых компаний не получится. Основная причина — дефицит денежных средств, ведь источником финансирования большинства лизинговых операций также являются банковские кредиты. По сведениям Международной финансовой корпорации, банки покрывают свыше 70% потребностей лизинговых компаний (далее — ЛК) в финансах, еще 18,9% приходится на авансовые платежи клиентов, и только 8,5% — на собственные средства.
По словам генерального директора «Ласка Лизинг» Татьяны Саусь, лизингодатели, как и банки, внимательно проверяют платежеспособность потенциальных клиентов, несмотря на то что право собственности на предмет лизинга остается у ЛК. Дело в том, что при заключении договора лизингодатель обязан уплатить НДС, однако в случае его расторжения НДС не возмещается. «То есть, если соглашение расторгнуто, стоимость автомобиля автоматически возрастает на 20% и обычно превышает рыночную. Продать такое авто второй раз достаточно сложно», — объясняет Татьяна Саусь. Поэтому лишь немногие клиенты, получившие в банках от ворот поворот, могут рассчитывать на приобретение автомобиля в лизинг.
Можно ожидать рост объемов продаж лишь тех ЛК, которые созданы или при сателлитах крупных зарубежных банков (т. е. могут иметь доступ к ресурсам), или при крупных автомобильных холдингах. «Средства, которые автомобильные компании планировали вложить в развитие сетей, в условиях кризиса будут направлены на поддержание объемов продаж. В ближайшие годы развитие лизинговых программ станет одной из фишек авторынка», — говорит ведущий аналитик консалтинговой компании Pro-Consulting Константин Черныш. Неясно, правда, будет ли сформирован платежеспособный спрос на лизинговые программы. «Как правило, во время кризиса любая компания начинает сокращать затраты с автопарка. Не думаю, что будут проблемы с лизинговыми платежами от нынешних клиентов, но то, что новых не прибудет, — не сомневаюсь», — считает Андрей Андрощук. По его прогнозам, доля малого бизнеса в структуре продаж компании снизится вдвое. Сейчас 65% парка «Илта Лизинг» приходится на международные компании, 21% — крупные украинские, 14% — малый и средний бизнес.
А вот коррекции лизинговых продаж по типам автомобилей не ожидается. «60% машин, продаваемых в лизинг, — легковые, 40% — коммерческие. Это соотношение в обозримом будущем не изменится», — уверен Андрей Андрощук. «У нас на легковые автомобили стоимостью в $20–30 тыс. приходится около половины продаж, на коммерческий транспорт — треть, остальное — спецтехника и крупные грузовые автомобили», — говорит Татьяна Саусь, не прогнозируя особых изменений в структуре продаж. Наиболее популярный срок аренды — 3–5 лет. Общий вывод участников рынка — кризис отбросит объемы продаж ЛК на полтора-два года назад, до уровня 20–22 тыс. автомобилей в год.