Контракти.ua

791  —  17.11.08
Ленд-лизинг. Кризис отбросит объемы продаж автомобилей на два года назад
Ленд-лизинг. Кризис отбросит объемы продаж автомобилей на два года назад

В условиях финансового кризиса рынок лизинга в застое — 7 из 10 лизинговых программ зависят от банковского кредитования.  В октябре удельный вес автомобилей, приобретенных в кредит, сократился до 30% от общего объема продаж — на 9% меньше, чем в августе. Если НБУ не отменит кредитные ограничения, то к концу года рынок автомобильного кредитования свернется — банки, завершив старые кредитные программы, новые открывать не будут.

 
Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ, КОНТРАКТЫ

Некоторые эксперты предполагали, что кредитным голодом на автомобильном рынке воспользуются лизинговые компании. Однако кризис ликвидности не обошел стороной и рынок лизинга. «Еще несколько недель назад я бы сказал, что массовый рынок весьма перспективен, не охвачен лизинговыми программами, и именно за физлиц развернется борьба в 2009 году, — комментирует ситуацию коммерческий директор компании «Илта Лизинг» Андрей Андрощук. — Сейчас я воздержусь от подобных прогнозов». Можно забыть и о 50%-ных темпах роста объемов лизинговых операций в 2009-м, о чем еще в начале текущего года уверенно говорили участники рынка. Все лизингодатели, опрошенные Контрактами, осторожно прогнозируют «возможный 10%-ный рост», подчеркивая, что в следующем году количество новых лизинговых договоров значительно сократится: если в 2008-м заключали 500-600 соглашений в месяц, то в 2009-м будут заключать не более 150-200. Наиболее оптимистический прогноз сделала Марина Мурга, исполнительный директор Украинского объединения лизингодателей: «Мы рассчитываем, что в следующем году парк автомобилей, приобретенных в лизинг, увеличится более чем на 10% и превысит 22 тыс. единиц.

Собственники лизингодателей, %

Продемонстрировать лучшую динамику в условиях финансового кризиса у лизинговых компаний не получится. Основная причина — дефицит денежных средств, ведь источником финансирования большинства лизинговых операций также являются банковские кредиты. По сведениям Международной финансовой корпорации, банки покрывают свыше 70% потребностей лизинговых компаний (далее — ЛК) в финансах, еще 18,9% приходится на авансовые платежи клиентов, и только 8,5% — на собственные средства.

По словам генерального директора «Ласка Лизинг» Татьяны Саусь, лизингодатели, как и банки, внимательно проверяют платежеспособность потенциальных клиентов, несмотря на то что право собственности на предмет лизинга остается у ЛК. Дело в том, что при заключении договора лизингодатель обязан уплатить НДС, однако в случае его расторжения НДС не возмещается. «То есть, если соглашение расторгнуто, стоимость автомобиля автоматически возрастает на 20% и обычно превышает рыночную. Продать такое авто второй раз достаточно сложно», — объясняет Татьяна Саусь. Поэтому лишь немногие клиенты, получившие в банках от ворот поворот, могут рассчитывать на приобретение автомобиля в лизинг.


Можно ожидать рост объемов продаж лишь тех ЛК, которые созданы или при сателлитах крупных зарубежных банков (т. е. могут иметь доступ к ресурсам), или при крупных автомобильных холдингах. «Средства, которые автомобильные компании планировали вложить в развитие сетей, в условиях кризиса будут направлены на поддержание объемов продаж. В ближайшие годы развитие лизинговых программ станет одной из фишек авторынка», — говорит ведущий аналитик консалтинговой компании Pro-Consulting Константин Черныш. Неясно, правда, будет ли сформирован платежеспособный спрос на лизинговые программы. «Как правило, во время кризиса любая компания начинает сокращать затраты с автопарка. Не думаю, что будут проблемы с лизинговыми платежами от нынешних клиентов, но то, что новых не прибудет, — не сомневаюсь», — считает Андрей Андрощук. По его прогнозам, доля малого бизнеса в структуре продаж компании снизится вдвое. Сейчас 65% парка «Илта Лизинг» приходится на международные компании, 21% — крупные украинские, 14% — малый и средний бизнес.


А вот коррекции лизинговых продаж по типам автомобилей не ожидается. «60% машин, продаваемых в лизинг, — легковые, 40% — коммерческие. Это соотношение в обозримом будущем не изменится», — уверен Андрей Андрощук. «У нас на легковые автомобили стоимостью в $20–30 тыс. приходится около половины продаж, на коммерческий транспорт — треть, остальное — спецтехника и крупные грузовые автомобили», — говорит Татьяна Саусь, не прогнозируя особых изменений в структуре продаж. Наиболее популярный срок аренды — 3–5 лет. Общий вывод участников рынка — кризис отбросит объемы продаж ЛК на полтора-два года назад, до уровня 20–22 тыс. автомобилей в год.

Статьи по теме
Перереєстрація авто в Україні: скільки коштує послуга
Перереєстрація авто в Україні: скільки коштує послуга

Перереєструвати автомобіль чи інший траспортний засіб в Україні можна, звернувшись до сервісного центру МВС. Вартість послуги буде залежати від типу транспортного засобу.
16.04 — 352

Штрафи на дорозі. Скільки доведеться заплатити за популярні порушення ПДР
Штрафи на дорозі. Скільки доведеться заплатити за популярні порушення ПДР

Порушення правил дорожнього руху підвищує ризик виникнення ДТП та створює загрози життю автомобілістів і пішоходів. Щоб посилити дисципліну на дорогах, в Україні запроваджено штрафи для водіїв.
15.04 — 224

Дев'ять заборон для номера авто. Водіям нагадали про штрафи
Дев'ять заборон для номера авто. Водіям нагадали про штрафи

Водіям нагадали про необхідність перевіряти стан номерних знаків автомобілів. За недотримання правил передбачені штрафи.
11.04 — 190