Контракти.ua

5044  —  17.04.13
Лордами не вышли, или В чьих руках окажется законодательная власть
Лордами не вышли, или В чьих руках окажется законодательная власть

Вы не представляете, какое это увлекательное занятие — написание Конституции. Оно сродни построению новых фантастических миров, населенных удивительными персонажами. Так, если будет воплощена одна из конституционно-реформаторских идей, витающих сейчас коридорами власти, в Украине появятся настоящие сенаторы! Ну, то есть как настоящие…

Все громче и отчетливее становятся разговоры о том, что на Банковой задумали провести всенародный референдум и протащить с его помощью президентские выборы в один тур, сокращение числа депутатов до 300 человек и введение верхней палаты парламента. Что из этого окажется в бюллетене для голосования, пока не ясно. Варится там что-то в державном котелке.

Ничего априори плохого, между прочим, в потенциальных новациях нет. Не страшно даже дикое и наглое, на первый взгляд, предложение проводить президентские выборы в один тур, за которым просматривается по-крестьянски хитрое соображение: у Виктора Федоровича-то личный рейтинг пока самый высокий… В конце концов, это лишь обострит процесс выявления единой оппозиционной кандидатуры до начала избирательной кампании, а в итоге может обернуться вторым туром без первого, — тем самым вторым, в котором Янукович проигрывает любому кандидату от оппозиции, кроме, как многократно указывалось, Олега Тягнибока. Главное, чтобы всем стадом не пошли.

То же самое касается и двухпалатного парламента. Называют такое устройство подозрительным словом «бикамерализм», а «камера» в некоторых ушах звучит еще хуже, чем «палата». Но получить дополнительный механизм согласования территориальных интересов на уровне центра — разве это плохо? Ведь именно этим обычно занимается верхняя палата и ее члены — сенаторы. Да и сам парламент наличие этого дополнительного института стабилизирует. Психанут члены нижней палаты, напринимают Бог знает чего, а сенаторы, глядишь, рассудят и поправят. Нормально.

В Украине всегда, как черт ладана, боялись сепаратизма и, соответственно, элементов федерализма. Для страны, которая волнуется, как бы у нее чего не отпало, это понятно. Верхняя палата — элемент федерального устройства, но лишь один из. В унитарной Чехии, например, тоже есть сенат, и ничего. Кстати, и федерация-то ничем не плоха. Вопрос — в чьих руках.

А вот это в нашей истории о возможных конституционных преобразованиях главное: в чьих руках окажется отреформированная красотища. Так ведь в тех же.

В огромном государственном хозяйстве, которое Виктор Янукович в рекордные сроки подмял под себя, осталась одна беспокойная область, где никак не удается добиться искомых дисциплины, порядка и безукоризненной исполнительности, — это Верховная Рада. Укротив ее, президент добьется того, о чем он искренне, уверен, мечтает: стабильного единоначалия, без которого, уверен он, Родину не улучшить. Ведь Виктор Федорович не диктатор, нет, он просто сильно раздувшийся чиновник и не любит лишней болтовни. Демократия в его системе ценностей — это слабость.

На пути к верхней палате тем не менее лежит минимум одно важное препятствие: нынешнее административно-территориальное деление. Если будущий украинский сенат будет состоять из представителей областей, то в нем обозначится явный перекос в сторону нелояльных регионалам западных и центральных областей. Так, в восьми западных областях столько же избирателей, как в трех восточных. То есть введению палаты территориальных представителей должна бы предшествовать реформа по укрупнению областей. Ну, или уж дроблению их на востоке. Долго, дорого и муторно. Нереально.

Можно, конечно, пойти по узбекскому пути — там значительную часть членов верхней палаты президент назначает лично. Еще вариант — посадить туда всяких послушных представителей общественных организаций, творческих союзов и аксакалов от политики, например, бывших президентов, но это как-то… слишком по-восточному. Наверное, к этому мы еще не готовы. Хотя чудеса готовности ко вчера еще немыслимому демонстрируем уже который год.

Конечно, изначально сомнительна сама затея, когда за конституционным реформированием стоит не политический консенсус, а одна партийная сила, не обладающая, мягко говоря, широкой общественной поддержкой и, более того, испытывающая на себе все возрастающее чувство публичного негодования. В принципе, Украина близка к той точке, когда любые, даже самые здравые инициативы, исходящие от власти, будут встречаться с подозрением и отторгаться только потому, что за ними стоит президент Янукович и его придворные.

В этом главный парадокс нынешней ситуации. Чем больше убивается возможность политической конкуренции, тем более важную роль играют технологические наработки по удержанию власти. Но оценить красоту игры некому. Зрители лишь хмуро ждут, когда узурпатор, наконец, споткнется и разобьет нос. А ведь разобьет рано или поздно. И никакой, самый расчудесный конституционный дизайн этому не воспрепятствует.

Леонид Швец

Статьи по теме
Трампу вдалося призупинити конфіскацію своїх активів у справі про шахрайство
Трампу вдалося призупинити конфіскацію своїх активів у справі про шахрайство

У понеділок, 25 березня, Дональд Трамп виграв клопотання про призупинення судового рішення у справі про цивільне шахрайство, що зобов'язувало політика внести протягом 10 днів заставу на суму 175 млн доларів. Це заборониняє владі штату Нью-Йорк арештувати його активи.
26.03 — 256

"В ІДІЛ росіяни були другою групою за кількістю" – експерт про винних у теракті в "Крокусі"

Говорячи про відповідальність ІД у теракті в Підмосков'ї, Коваленко зауважив, що багато громадян РФ вже давно є членами цієї терористичної організації.
26.03 — 203

У Путіна залишився один аргумент щодо Франції і він його застосує – Піонтковський
У Путіна залишився один аргумент щодо Франції і він його застосує – Піонтковський

Путін має багато "сплячих" осередків ісламських терористів у Франції, які він активізує, переконаний Андрій Піонтковський.
25.03 — 236