Банкиры признают: даже если НБУ вдруг отменит все ограничения, кредитные портфели они начнут увеличивать нескоро.
Теперь банк может обратиться за рефинансированием в НБУ, если объем его срочных депозитов за 5 дней уменьшился на 2%. При этом в качестве обеспечения по госкредиту могут использоваться акции владельцев финучреждения (в постановлении № 319 можно было закладывать или недвижимость банка, или ту, которая была оставлена компаниями в залоге при получении кредита в банке). Рефинансирование НБУ предоставляется сроком до 1 года под 15% годовых на сумму не более 60% размера регулятивного капитала банка.
Относительная ликвидность Остаток средств на
корреспондентских и транзитных счетах банков (с начала 2008 года)
Вводя новые, более мягкие правила, Нацбанк надеется облегчить жизнь банкам. Однако больше кредитовать они не станут — ни одно финучреждение сегодня не может похвастаться избытком ликвидности. Крупнейшие украинские банки продолжают сворачивать программы по ипотечному и земельному кредитованию, во многих из них нельзя получить потребительский кредит. Ссуды компаниям выдают только под обеспечение оборудованием или другими ликвидными активами (беззалоговые ссуды на закупку импорта сейчас практически не выдают). «Количество предоставляемых кредитов ограничено, шансы получить ссуду невелики», — признается оператор call-центра банка «Финансы и Кредит». При этом некоторые финучреждения повысили ставки по уже выданным кредитам: ПриватБанк, например, поднял ставки для действующих ипотечных кредитов в гривне на 1 п. п., долларовый кредит в Укрсоцбанке подорожал на 1,5 п. п.
Банкиры признают: даже если НБУ вдруг отменит все ограничения, кредитные портфели они начнут увеличивать нескоро. Контракты считают, что это произойдет не раньше осени 2009-го — к тому времени большинство украинских банков рассчитаются по крупным внешним долгам.
Ах, мисс Кэтрин, я удивляюсь, как вы все это переносите —
каждый день плохие новости... И у сэра Джона такое мрачное лицо... И хозяин все
время выступает против нас, как сам пророк Иона.
Джон Голсуорси, «Толпа»