Контракти.ua

3141  —  28.03.13
Украина сорвет «газовый куш» от политической нестабильности в Алжире
Украина сорвет «газовый куш» от политической нестабильности в Алжире

Украине важно оставить ГТС себе, а не сдавать в аренду.

Об этом в интервью Контрактам рассказал директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар.

«Транзитная роль ГТС - соединять рынки предложения и потребления. На обоих рынках происходят изменения. Украина сама не определяет объемы транзита. В 1990-е на рынках потребления доминировали поставщики, и, прежде всего, Газпром. К 2006 году его доминирование достигло таких масштабов, что он впервые позволил себе неконкурентное поведение, развязав первую газовую войну с Украиной. И потому у европейских потребителей возникло первое возмущение. А кризис 2009 г. в сочетании с мировым финансовым кризисом подтолкнул к тектоническим изменениям на рынке газа», - заявил эксперт.

«Тут подоспела и начавшаяся в США «сланцевая революция», перенаправившая потоки сжиженного газа с северо-американского на европейский рынок. Предложение со стороны России стало менее привлекательным. Европа ответила увеличением объема закупок у других продавцов, развился спотовый рынок. В ЕС решили постепенно нивелировать политический фактор, исходящий от России, Украины и вообще с востока: европейцам важно получать свой газ, вне зависимости от «разборок» на постсоветском пространстве», - объяснил Гончар.

«В этой ситуации наша ГТС попадает в своеобразный период газовой турбулентности, когда ее востребованность по объективным причинам уменьшается. Если европейский потребитель хочет брать газ не у России, а, к примеру, у Норвегии, с этим ничего нельзя поделать – таков выбор потребителя на рынке. Изменение формы собственности или управления ГТС совершенно не повлияет на ее загрузку. Объем определяет потребитель, а не поставщик. Так что в период до 2020-х годов будет «просадка» транзитной функции нашей ГТС. Но и это нельзя утверждать со 100-процентной уверенностью. Потому что если, к примеру, нестабильность в Северной Африке перекинется на Алжир, откуда идут третьи по величине объемы поставок в Европу (после российских и норвежских), то возникший дефицит будет компенсироваться за счет поставок Газпрома. И тут роль нашей ГТС и, особенно ПХГ, снова возрастет. Потому важно, чтобы она сохранялась нашей, и Украина, а не некий субъект-арендатор, получала доход», - заключил эксперт.

Полностью интервью с Михаилом Гончаром читайте здесь.

Статьи по теме
Financial Times: флагманський арктичний газовий проєкт Путіна втрачає клієнтів через санкції США
Financial Times: флагманський арктичний газовий проєкт Путіна втрачає клієнтів через санкції США

Росія була змушена почати зберігати газ із флагманського проєкту Володимира Путіна в Арктиці ‒ це ознака того, що західні санкції проти Москви стримують покупців.
05.09 — 164

Чи зросте вартість електроенергії та газу від 1 травня – рішення Кабміну
Чи зросте вартість електроенергії та газу від 1 травня – рішення Кабміну

У Кабміні розповіли, якою буде ціна на комунальні послуги в Україні від 1 травня 2024 року.
28.04 — 276

Ціни на бензин, дизель та газ можуть бути справедливими, треба вирівняти акциз, - експерт
Ціни на бензин, дизель та газ можуть бути справедливими, треба вирівняти акциз, - експерт

Кабінет міністрів має встановити справедливість на паливному ринку. Потрібно "підрівняти" ставки акцизів для різних видів палива та домогтися сплати податків усіма учасниками ринку.
07.04 — 295