На украинском рынке хлеба завершается очередной этап передела производственных активов. Удивляет, что внезапный интерес новых владельцев совпал со спадом хлебобулочного производства. На протяжении всего прошедшего года практически со всеми крупными хлебными холдингами страны велись переговоры о сделках М&А. Кто же пришел на смену старожилам и какие цели ставят перед собой новички?
Заводы меняют владельцев
Один из новоиспеченных хлебопеков – владелец холдинга KSG Agro и сети супермаркетов Spar, экс-губернатор Днепропетровской области и экс-депутат ВР Сергей Касьянов – имеет за плечами многолетний предпринимательский опыт. KSG Agro успешно разместил 24,34% акций на IPO еще в 2011 году. Теперь мажоритарный собственник пытается наладить бесперебойную работу цепочки по принципу «от поля к столу» в собственном агробизнесе.
Именно с этой целью во второй половине прошлого года Сергей Касьянов выкупил доли в трех хлебных предприятиях в Днепропетровской области: 31% акций ПАО «Желтоводский хлебокомбинат», 48,45% уставного капитала ПАО «Криворожский хлебокомбинат» и 45,96% акций ПАО «Криворожхлеб». А также – 50% уставного капитала в компании «Переробник», имеющий в своем составе мельницу с мощностью 150 тыс. т пшеницы в год, элеватор, позволяющий хранить 60 тыс. т зерна.
Общая мощность приобретенных хлебозаводов составляет 36 тыс. т хлебобулочных изделий в год. «Мы делаем ставку на переработку. После вхождения в холдинг комплекса «Переробник» мы отказались от переработки по давальческой схеме. Осуществляем переработку своего зерна на собственных мощностях и продаем муку на внутреннем рынке - Днепропетровск, Запорожье, Кировоград». Сейчас компания налаживает сотрудничество с хлебозаводами в качестве покупателей ее муки», - рассказывает Касьянов. Понятно, что в первую очередь, собственным сырьем будут обеспечены купленные в 2012 г. хлебозаводы.
По мнению руководителя аналитического департамента «Консалтингового агентства «ААА» Марии Колесник, появление новых активов поспособствует еще большему укреплению вертикальной интеграции холдинга, особенно в сегменте переработки с/х продукции.
Кстати, наличие жестких регуляторных ограничений на хлебном рынке (рентабельность производства социального хлеба регулирует государство) нового совладельца не смущает.
«Основу прибыльности предприятия составляют не социальные сорта (в общем объеме они занимают около 30%), а куда более рентабельным является выпуск батонов и различной сдобы. В ближайшем будущем доля хлебобулочных изделий, не попадающих под определение «социально значимых» на наших предприятиях должна увеличиться», - поясняет Касьянов. Но все-таки ключевая цель такой интеграции для KSG Agro – перспективность хлебобулочных активов в качестве рынка сбыта собственной продукции (мука, зерно).
Люди опасаются, что им будут привозить хлебобулочные изделия из соседних городов по завышенным ценам
Свои хлебопекарные владения на Киевщине расширил бывший депутат Харьковского горсовета от Партии регионов (а ныне депутат ВР) Владимир Мисик - один из крупнейших хлебопеков Харьковской области. В октябре 2012 года в селе Крушинка Васильковского района он открыл новый завод - «Киевский областной хлебопекарный комплекс».
Пять производственных линий общей мощностью 250 т продукции в сутки сделали его крупнейшим на просторах Европы. «Отбить» рекордные инвестиции, общая сумма которых составила $45 млн планируется, прежде всего, за счет жителей столицы. Уже сейчас в некоторых торговых сетях города Киева можно встретить хлебобулочную продукцию под ТМ «Кулиничи».
Кроме того, аккурат накануне запуска завода Мисика объединение «Киевхлеб» было вынуждено закрыть Васильковский хлебокомбинат. Теперь «Киевхлеб» теряет свои позиции и в столице. Судьба крупнейшего прежде производителя, успевшего только за последние пару лет сменить сразу нескольких владельцев, сейчас под вопросом.
Стремительно ворвался на рынок хлеба в 2012 году еще один депутат-регионал Виталий Хомутынник. Но если раньше в орбите его внимания находились некоторые из хлебозаводов в Сумской области, то теперь интересы гораздо шире. Созданная компания «Полтава-Хлеб» получила разрешения Антимонопольного комитета Украины на установление контроля над такими предприятиями, как «Николаевхлеб», «Комсомольскхлеб», «Кременчугхлеб», входящими в холдинг «Формула вкуса» кировоградского бизнесмена Александра Табалова.
По сути, речь идет о «партнерстве, поскольку стороны не скрывают, что в новую компанию постепенно будут переданы и остальные предприятия «Формулы» (объединяет 8 хлебозаводов в Черкасской, Полтавской, Кировоградской и Николаевской области).
На рынке новый лидер
На данный момент группа Lauffer, подконтрольная донецкому бизнесмену, экс-депутату от Партии регионов Александру Лещинскому, объединяет активы более 50 производственных предприятий, преимущественно хлебопекарной и мукомольной промышленности. В ее состав входят холдинги «Золотой урожай» (производство хлеба) и «Урожай» (производство муки).
При этом еще до 2011 года «Золотой Урожай» контролировал несколько хлебозаводов в Донецкой области. Этого Лещинскому показалось мало, поэтому он пошел на рынок M&A. Сначала (в конце 2011 года) структуры, контролируемые Лещинским, выкупили днепропетровское ОАО «Хлеб» у группы «Хлебодар» Бориса Шестопалова.
Затем – в начале 2012 года – были поглощены ПАО «Каравай» в Луганской области, от которого избавилась аграрная компания «Лотуре» Александра Милая, и Салтовский хлебокомбинат в Харьковской области, проданный группой «Инвестор» Арсена Авакова.
Весной 2012 года «Золотой Урожай» замахнулся на самую крупную сделку на хлебном рынке – покупку холдинга «ТиС», название которого происходит от аббревиатуры фамилий основателей – Михаила Табачника (брат главы Минобразования Дмитрия Табачника) и Владимира Слабовского. На момент сделки «ТиС» был безоговорочным лидером в Южных областях Украины, крупнейшие активы которого («Крымхлеб» и одесский «Коровай») занимали 7% украинского рынка.
В Холдинге «Золотой Урожай» лоббизм местных властей, способствовавших заключению сделок, не признают. «Когда хлебозавод контролирует не оппозиционер, а провластный бизнесмен – местным властям живется спокойнее», - говорят там.
Когда бизнес-интересы пойдут вразрез с «линией партии», то от конфликта пострадает обычный потребитель
Сегодня у Александра Лещинского присутствует интерес к приобретению хлебопромышленных предприятий в Киеве и в Крыму. В первом случае наиболее «аппетитным» активом выглядит «Киевхлеб», во втором – речь идет о предложении севастопольскому ПАО «Царь-Хлеб», входящему в холдинг «Хлебные инвестиции» Юрия Трындюка.
Стратегическая цель глобального поглощения хлебного бизнеса группой Lauffer – выведение холдинга «Золотой урожай» на IPO. Для этого сейчас все его предприятия «сливаются» в одну структуру. Естественно, со всеми «вытекающими» последствиями. В частности, для усиления оптимизации бизнес-процессов в начале текущего года были закрыты «на консервацию» сразу два хлебокомбината в Донецкой и Луганской областях – Краматорский х/з и Краснолучский х/з.
«У нас убыточен ряд предприятий, но это незначительная часть холдинга. Связано это, прежде всего, с тем, что сейчас идет болезненная процедура вливания вновь приобретенных активов в структуру холдинга. Каждый завод, который мы приобретали, работал по своей формуле. Сейчас мы все приводим к единой системе, которая понятна, прежде всего, государственным фискальным органам», - комментирует представитель акционера холдинга «Золотой урожай» (входит в структуру Lauffer) Константин Кошелев.
Так, по информации объединения «Укрхлебпром», за последнюю пятилетку количество официально зарегистрированных предприятий хлебобулочный промышленности сократилось практически на 2/3. При этом несправедливо утверждать, что заводы просто закрываются. Как следует из выступлений новых собственников – это вполне осознанная стратегия развития. Когда у управляющей компании работает несколько предприятий в одном в том же регионе (то, к чему сейчас стремятся новые владельцы), то при недозагруженных мощностях, собственники, скорее всего, пойдут на оптимизацию, перенося производство на один завод.
Но если с точки зрения бизнеса – логика здесь очевидна, то с колокольни рядового потребителя такой подход вызывает отторжение и возмущение. В небольших населенных пунктах люди опасаются того, что через пару-тройку лет им будут привозить хлебобулочные изделия из соседних городов по завышенным ценам. Разговоры о создании собственных специализированных розничных сетей по продаже хлеба и диверсификации торговых марок по «социальному» и «несоциальному» признаку доверия у населения не вызывают.
Риски «хлебного» бизнеса
Один из наиболее значительных рисков для новых собственников хлебозаводов состоит в том, что хлеб как наиболее доступный и базовый пищевой продукт стремительно теряет свою популярность у населения. По информации Госстата, за последнюю пятилетку объемы производства ХБИ сократились на четверть. Ожидать перелома ситуации не приходится, поскольку вместо прежних 136 кг/год на человека рядовой украинец сейчас съедает чуть больше 100 кг/год.
С одной стороны, на это влияет изменение потребительских привычек – перегруз организма большим количеством хлебобулочных изделий перестает быть приоритетом для украинцев. С другой, физическое сокращение численности населения нашей страны.
Но есть и третий аспект – на внутреннее производство традиционного хлеба негативное влияние оказывает развитие сегмента замороженных хлебных полуфабрикатов, львиная доля которых импортируется из-за рубежа (ЕС и Турции). В ближайшие годы это направление может отобрать у обычного хлебного рынка около 25%.
Хлеб как наиболее доступный и базовый пищевой продукт стремительно теряет свою популярность у населения
Однако новые «стратеги» предпочитают об этих рисках не задумываться. По крайней мере, вслух. Политика нынешних собственников сейчас направлена в основном на сокращение объемов выпуска низкорентабельных социальных сортов хлебобулочных изделий путем переименования продукции и добавления в нее новых ингредиентов.
В то же время, как утверждает глава объединения «Укрхлебпром» Александр Васильченко, падение производства хлебобулочных будет снижаться и в среднесрочной перспективе, что еще больше обострит конкуренцию за рынок между локальными производителями».
Анализ персоналий новых совладельцев хлебозаводов подтверждает, что все они либо входят в провластную партию, либо – близки ей по духу. Но как это отразится на их дальнейшей работе, с учетом того, что хлеб в Украине – продукт политический, эксперты предугадывать не берутся. Ведь когда частные интересы пойдут вразрез с «линией партии», то от конфликта может пострадать обычный потребитель.
К примеру, на фоне жесткого административного контроля и пристального внимания со стороны местных и центральных властей к легальным операторам данного рынка, повсеместное снижение объемов реализации хлебобулочных изделий может заставить «новоиспеченных баронов» пересмотреть свои взгляды на этот рынок. И, не исключено, что уже в текущем году некоторые из них начнут подыскивать других совладельцев для ряда «булочных» активов, приобретенных в 2012-м году.
Но есть еще один немаловажный «нюанс»: Минагропрод совместно с «Укрхлебпромом» подготовили несколько проектов нормативно-правовых актов, которые должны позитивно сыграть на финансовое благополучие отрасли. Среди них проекта постановления Кабмина, согласно которому облгосадминистрациям будет поручено устанавливать максимальную рентабельность на массовые сорта хлеба на уровне не ниже 10% и не выше 15% (сейчас - до 10%). Кроме того, Минагропрод предлагает расширить список оборудования, которое может ввозиться в Украину без уплаты пошлины и НДС, печами для пекарей. И распространить на хлебопекарную отрасль льготную систему налогообложения, действующую сейчас в сельском хозяйстве, то есть оставлять НДС на предприятиях на техническое перевооружение.
Если этим документам «дадут ход», отечественная хлебная отрасль сможет стать более привлекательной не только для украинских, но и для иностранных инвесторов. И тогда «цена вопроса» на хлеб может существенно измениться.