Контракты.ua

Автор: Вилен Веремко —  38057  —  05.03.13
Уйти красиво: как обанкротить предприятие по новому закону
Уйти красиво: как обанкротить предприятие по новому закону

Новая редакция закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» содержит положительные нормы, как для должника, так и для кредиторов. Однако первые дни его работы продемонстрировали необходимость внесения в документ уточнений и дополнений.

С 19 января вступила в силу новая редакция закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Авторы документа ставили высокие цели: усовершенствовать процедуру банкротства, уменьшить ее длительность, улучшить показатели по индексу взыскания, сократить расходы на производство по делам о банкротстве и пр. Такая необходимость назрела давно. Судите сами: по официальным данным средняя продолжительность процедуры банкротства в Украине составляет 2,9 года, финансовые затраты на производство по делу о банкротстве достигают 42% стоимости имущества, а индекс взыскания в процедуре банкротства в 2011 году остановился на отметке 7,9 центов на доллар.

Попытки судебной практики исправить пробелы действующего ранее законодательства в сфере банкротства не всегда увенчивались успехом. Открытым оставался вопрос использования недобросовестными заемщиками процедур банкротства в целях уклонения от ответственности за неисполнение своих обязательств. «К проблемам, с которыми наши клиенты сталкиваются постоянно, следует отнести вопросы фиктивного банкротства, доведения до банкротства, затягивание процедур банкротства, низкие показатели реального взыскания», - рассказывает партнер ЮФ «Саенко Харенко» Сергей Погребной.

Банкротство – последнее дело

Одной из важных норм закона стало введение новой стадии в процедуре восстановления платежеспособности должника – санации до возбуждения производства по делу о банкротстве. Она предусматривает систему мероприятий по восстановлению платежеспособности должника. Также вводится механизм перехода от процедуры ликвидации к процедуре санации. Так, для инициирования досудебной санации необходимо письменное согласие должника и кредиторов, которое может быть достигнуто как до возникновения задолженности, так и после. Суд устанавливает для проведения санации полугодичный срок, который может быть продлен еще на 12 месяцев. Юристы считают, что подобная процедура поможет разнообразить пути выведения предприятий из состояния временной неплатежеспособности. Но отмечают, что в целом процедура санации в новой редакции закона не претерпела существенных изменений и по-прежнему приводит лишь к затягиванию процесса банкротства.

В целом процедура санации в новой редакции по-прежнему приводит лишь к затягиванию банкротства

В новой редакции закона изменен порядок введения моратория на удовлетворение требований кредиторов. Теперь суд должен вначале принять заявление кредитора к рассмотрению в судебном заседании, проверить его законность и обоснованность, и только потом, при наличии оснований, открыть производство по делу о банкротстве и ввести мораторий. Ранее производство по делу возбуждалось судом без вызова сторон, мораторий вводился сразу после получения заявления от инициирующего кредитора. При этом мораторий часто служил способом отсрочки выполнения должником своих обязательств. Последний оспаривал основания обращения кредитора. Как следствие, дело о банкротстве приостанавливалось до разрешения другого спора, а мораторий продолжал действовать. «Наряду с этим, останавливается выполнение должником своих обязательств перед другими кредиторами, в том числе, по принудительному взысканию задолженности», - дополняет юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры» Артур Киян.

Искусственно не обанкротишь

Положительным юристы называют изменение, согласно которому к компетенции рассматривающего дело о банкротстве суда относят все сопутствующие споры с участием должника и кредиторов. Ст. 10 закона гласит: суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, решает все имущественные споры с требованиями к должнику, в том числе споры о признании недействительными любых сделок (договоров), заключенных должником. Ранее существовала практика, когда разные дела с одними и теми же участниками рассматривались разными судами, что вносило путаницу и затягивало процесс.

Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что эти изменения могут привести и к обратному эффекту. Ведь теперь хозсудам придется рассматривать в рамках дела о банкротстве немалое количество споров, в том числе, не свойственных таким судам. А это может отразиться на соблюдении процессуальных сроков. К тому же, у недобросовестных участников процесса может появиться соблазн просто засыпать суд исками с целью затянуть процедуру рассмотрения дела о банкротстве.

5 изменений нового закона:

– Сократились сроки санации и ликвидации

– Введена процедура санации до возбуждения дела о банкротстве

– Суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, решает все имущественные споры с требованиями к должнику

– Конкурсный кредитор получил право опровержения сделок

– Арбитражного управляющего теперь выбирает автоматизированная система

– Арбитражных управляющих обязали страховать профессиональные риски на 300 МЗП

Законодатель попытался решить вопрос вывода активов должника непосредственно в канун банкротства. Так, был введен институт «опровержения сделок и имущественных действий должника», который расширяет ныне действующие полномочия арбитражного управляющего и конкурсного кредитора. Старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Вячеслав Песков считает крайне важным, что обновленный закон предоставляет право опровержения сделок не только арбитражному управляющему, но и конкурсному кредитору. Это дает ему возможность как субъекту, наиболее заинтересованному в недопущении фиктивного банкротства, адекватно реагировать и реально влиять на имущественную составляющую должника. То есть, кредиторы получили реальную возможность устранить аффилированные с должником компании, задолженность перед которыми была создана искусственно для возбуждения дела о банкротстве.

Важным моментом является установление срока на проведение процедуры распоряжения имуществом – 115 календарных дней. Он может быть продлен судом не более чем на 2 месяца. Ранее срок распоряжения имуществом не ограничивался, что значительно затягивало процедуру банкротства. Также установлен максимальный срок процедуры ликвидации – 12 месяцев. Он может быть продлен еще на 6 месяцев.

Все в очередь

Также изменилась процедура взыскания требований кредиторов, обеспеченных залогом. Ранее они имели право взыскать залоговое имущество, невзирая на возбужденное дело о банкротстве должника. По новым правилам требования обеспеченных кредиторов рассматриваются в рамках дела о банкротстве. Таким образом, за судом, в производстве которого находится дело, закреплено право контролировать отчуждение любого имущества должника, включая и залоговое. «Кредитор, требования которого обеспечены залогом, автоматически включаются в реестр требований. При этом, такой кредитор имеет право только совещательного голоса в комитете кредиторов, и имущество обеспеченное залогом не будет включаться в ликвидационную массу», - поясняет Сергей Погребной. Впрочем, данную норму уже раскритиковали банкиры, которые усмотрели в ней ущемление своих прав.

Читайте официальные газеты

Новый закон меняет процедуру обнародования данных об открытии производства по делу о банкротстве. Такая информация, а также сообщения о введении процедуры санации, признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры должны будут публиковаться на официальном сайте Высшего хозяйственного суда Украины (до недавнего времени такая информация публиковалась в печатных СМИ). Это нововведение сделает информацию доступной для более широкого круга лиц. Ведь ранее должник мог опубликовать информацию в малоизвестных изданиях с целью отсечь часть кредиторов. Впрочем, эта норма вступит в силу только через два года. Пока же, разъяснил ВХСУ, официальное обнародование сведений о деле о банкротстве осуществляется в официальных печатных органах (газетах «Голос України» или «Урядовий кур'єр»), а также в предусмотренных законом случаях - на официальном веб-сайте госоргана по вопросам банкротства.

Профессиональные банкротчики

По новым правилам требования обеспеченных кредиторов рассматриваются в рамках дела о банкротстве

Еще одним новшеством является то, что теперь арбитражный управляющий будет назначаться автоматизированной системой из числа лиц, внесенных в Единый госреестр. Но если выбранный автоматической системой арбитражный управляющий отказывается участвовать в процедуре банкротства, повторное назначение осуществляется судом путем рассмотрения кандидатуры, предложенной советом кредиторов. Предполагается, что это позволит предотвратить назначение арбитражных управляющих, контролируемых одним из конкурсных кредиторов. «Такое новшество является положительным, поскольку арбитражный управляющий должен быть независимым участником процесса, а не подконтрольным кредитору, предложившему суду его кандидатуру», - говорит Артур Киян. Однако у самих арбитражных управляющих к процедуре формирования реестра возникают вопросы.

Законом увеличены квалификационные требования к арбитражным управляющим. Обязательным для них стало наличие стажа работы по специальности не менее трех лет после получения полного высшего образования, прохождение обучения и стажировки в течение шести месяцев. Важными юристы считают нормы, предусматривающие учреждение саморегулируемой организации арбитражных управляющих и создание дисциплинарной комиссии. Кроме того, новый закон предусматривает обязательное страхование профессиональных рисков арбитражного управляющего, ежегодная сумма которого должна составлять не менее 300 минимальных размеров зарплаты. Эта норма гарантирует возмещение возможного ущерба, причиненного в результате неумышленных действий либо ошибки арбитражного управляющего.

Статьи по теме
ФОПам повернули карантинні 8000: закон про виплати набув чинності
ФОПам повернули карантинні 8000: закон про виплати набув чинності

В Україні набув чинності закон, що вводить виплати карантинних 8000 гривень малому бізнесу та його співробітникам в "червоних зонах" карантину.
12.04.21 — 656

Малому та середньому бізнесу спростять трудове законодавство: що пропонують
Малому та середньому бізнесу спростять трудове законодавство: що пропонують

Президент Володимир Зеленський у п’ятницю, 19 березня, провів засідання Національної ради реформ, де розглянули питання спрощення трудового законодавства для малого та середнього бізнесу з кількістю працівників до 250 осіб.
22.03.21 — 1152

В Украине могут обложить налогом авто от 35 тыс долларов
В Украине могут обложить налогом авто от 35 тыс долларов

В Раде зарегистрирован законопроект, в котором предлагается снизить стоимость облагаемых налогом авто.
30.06.20 — 1176