Накануне очередного предпраздничного всплеска продаж о специфике рынка ювелирных изделий «Контракты» поговорили с генеральным директором ювелирного завода «Багет» Александром Саламатиным.
Многие эксперты говорят о том, что 2012 год был самым сложным для ювелирного рынка. Прокомментируйте, пожалуйста.
Александр Саламатин: К сожалению, в Украине, по сравнению с другими странами Восточной Европы, мы наблюдаем самое большое падение ювелирного рынка. Показатели 1-го полугодия 2012 г. на 65% ниже, чем за аналогичный период 2008-го, который считается лучшим для нашего рынка. Во втором полугодии прошлого года наметилась тенденция к улучшению ситуации. Поэтому сейчас важно максимально направить усилия на активные продажи и продвижение товара.
Как вы преодолеваете эту ситуацию? Что помогает вам удерживать свои позиции на рынке?
Александр Саламатин: В первую очередь, это технологии производства и дизайн наших украшений, которые играют немаловажную роль в борьбе за потребителя. Автоматизация производства позволяет повышать качество изделий, сокращать сроки их выпуска и более гибко реагировать на изменение модных тенденций. В своей работе мы используем 3D-принтер, который помогает нам создавать точные прототипы будущих моделей. Хотя в ювелирном деле и сейчас остается много процессов, выполняемых вручную. А потому качество изделий напрямую зависит от уровня квалификации и опыта специалистов. К примеру, на нашем заводе работают целые династии ювелиров, чей опыт передается из поколения в поколение, от отца к сыну. Накопленные знания позволяют им выполнять очень сложную, как говорится, «ювелирную работу».
Во время экономического кризиса люди уменьшают потребление практически по всем статьям, а вот сладкого, говорят, начинают покупать больше. Вы полагаете, в украшения стоит вкладывать средства даже в кризис?
Александр Саламатин: Во время кризиса ювелирные украшения становятся объектом альтернативных инвестиций. Золото и драгоценные камни никогда не обесценятся. Более того, их стоимость будет расти. Поэтому, приобретая ювелирное украшение, покупатель делает выгодное капиталовложение с минимальными рисками. И речь идет не только об эксклюзивных моделях, но и об изделиях массового производства. Спустя несколько лет возросшая цена на металл и драгоценные камни перекроет издержки на изготовление и реализацию изделия.
А от чего зависит спрос на драгоценности? Как он изменился за последнее время?
Александр Саламатин: Спрос во многом зависит от стоимости изделий. Сейчас покупатель ищет оптимальное соотношение цена-качество, я бы даже сказал цена-дизайн-качество. В настоящее время наиболее востребованы украшения с небольшим весом. Ювелирный завод «Багет» ставит акцент на выпуске именно таких изделий. Благодаря этому, наши партнеры имеют возможность реализовывать самые «ходовые» модели.
Бренд сейчас играет важную роль при выборе одежды, техники, других товаров потребления. Уделяют ли отечественные производители достаточно внимания построению ювелирного бренда?
Александр Саламатин: В Украине покупатель массовых ювелирных украшений пока не готов платить за бренд. Лучшим брендом для него является качество купленных изделий.
Ваше предприятие реализует свою продукцию не только в Украине. Многие модели можно найти на российском рынке. Скажите, чем отличаются потребители в этих двух странах?
Александр Саламатин: Российский рынок можно условно поделить на «столичный» (Москва, Санкт-Петербург) и «провинциальный». На столичном рынке преобладает мода на украшения с натуральными камнями, в дизайне просматриваются европейские тенденции. К отдаленным от центра регионам эти веянья приходят с некоторым опозданием. В отличие от российского, украинский ювелирный рынок более равномерный.
А что можно сказать о качестве металла? Чему отдают предпочтение украинцы?
Александр Саламатин: Могу сказать, что в выборе украинцы достаточно традиционны, их отношение к металлам невысокого качества, в частности золоту низкой пробы, довольно отрицательное. Об этом свидетельствуют цифры: лидирует выпуск изделий 585 пробы – их около 97%, 2% производятся из золота 383 пробы и 1% - других проб. Из сплава 925 пробы ювелирные заводы традиционно изготавливают серебряные украшения, а более низкой – столовое серебро.
В интернете немало онлайн-магазинов ювелирных изделий. Станет ли такой формат торговли традиционным в ближайшее время?
Александр Саламатин: Я думаю, в ближайшем будущем продажи через интернет станут более популярными. Основной предпосылкой для этого является удобство и экономия времени. Сейчас главная проблема, с которой сталкиваются владельцы онлайн-магазинов, - недоверие со стороны покупателей. И чтобы это преодолеть необходимо время. Ведь продажи техники, одежды, аксессуаров также не сразу обрели широкое распространение. На данном этапе важно завоевать доверие покупателя. А для этого нужно предлагать качественные изделия, высокий уровень обслуживания и участие в выгодных акциях.
Сейчас в магазинах богатый выбор украшений. Как не ошибиться и сделать правильный выбор? И какие тенденции наблюдаются на рынке?
Александр Саламатин: Чтобы совершить безопасную покупку, лучше всего приобретать драгоценности в специализированных ювелирных салонах, которые давно работают на рынке. Оптимальный вариант – выбирать изделия украинского завода-производителя. На всех украшениях, продаваемых на территории Украины, должно стоять Государственное пробирное клеймо и именной оттиск завода, который их изготовил.
В настоящее время все большую популярность приобретают изделия из серебра. При этом наибольшим спросом пользуются модели, имитирующие драгоценности из белого золота. Серебряные украшения становятся достойной альтернативой для тех, кто хочет сэкономить. И все же моду по-прежнему диктует золото. В этом сезоне дизайнеры отдают предпочтение смелому дизайну с использованием геометрических узоров. При этом традиционно актуальными остаются классические модели, простые формы и лаконичность.