Из исландских банков выводит свои авуары Алишер Усманов. Журналисты безуспешно пытаются понять, сколько же на самом деле денег российских олигархов в банковской системе Исландии.
Решение российского руководства помочь Исландии и выделить терпящей финансовое бедствие стране четырехмиллардный кредит войдет в историю как одно из самых любопытных событий нынешнего экономического кризиса. И одно из самых пикантных: Россия и Исландия не могут сравниться ни по уровню жизни, ни по уровню развития экономики, а тем не менее в трудную минуту не Исландия выручает Россию, а Россия Исландию! Кто бы мог подумать? И почему?
Ответа на этот вопрос нет. И премьер-министр России Владимир Путин, и министр финансов Алексей Кудрин (а именно они принимали решение о помощи) постарались отделаться общими фразами. Кудрин просто сказал, что Исландия славится строгой бюджетной дисциплиной, так что все отдаст. Еще проще объяснил ситуацию премьер-министр Исландии Гейр Хорде: в интервью журналу «Русский Newsweek» он заметил, что традиционные друзья Исландии не захотели помочь и пришлось обращаться к новым.
Но россияне — никакие не новые друзья сказочного острова. На протяжении многих лет европейские СМИ, пытаясь докопаться до причин исландского экономического чуда, прямо утверждали: толчком для него стали не какие-то чудодейственные рецепты, а деньги российских олигархов. Еще шесть лет назад датская газета Extrabladet называла бывшую колонию Дании «гигантской прачечной» для отмывания российских денег. Или вот еще пример: выходящий в Хельсинки журнал «Новые рубежи» почти весь последний номер посвятил концу исландского чуда. Издание, разумеется, готовилось задолго до нынешнего краха ведущих исландских банков и решения России выделить деньги. Но о русском следе исландских инвестиций пишет и его обозреватель. Правда, отмечая: никаких доказательств российского участия никогда не было предоставлено. И министр финансов Исландии Арни Матиесен не кривил душой, когда говорил о неинформированности по поводу фактов, позволяющих обвинять исландских предпринимателей в отмывании денег или незаконных операциях, связанных с РФ.
Только сейчас никакие особые доказательства уже и не нужны. Из исландских банков выводит свои авуары Алишер Усманов — один из важных игроков «семьи» первого президента России Бориса Ельцина и Газпрома, владелец холдинга «Коммерсантъ». В СМИ появляется информация, что президенту Исландии Олафуру Рагнару Гримссону посоветовал обратиться к Владимиру Путину его хороший приятель по имени Роман Абрамович. Вспомнили и о том, что бывшие владельцы национализированного Landsbank отец и сын Бьорголфссоны сделали важную часть своего состояния в Питере в 1990-е. Если кто не помнит: тогда за международные связи второй российской столицы отвечал… да-да Владимир Путин. И неслучайно почетного консула Исландии в Санкт-Петербурге Тора Бьорголфссона исландская пресса считает хорошим знакомым российского премьера.
Журналисты — и в России, и в Европе, и в самой Исландии — безуспешно пытаются понять, сколько же на самом деле денег российских олигархов в национализированных банках и вообще в банковской системе Исландии. И приходят к предположению: уж гораздо больше, чем предложенные Москвой $4 млрд. Если согласиться с этим предположением, то все становится на свои места. Ведь Владимир Путин (как, впрочем, и Дмитрий Медведев) — крупный политик только в ТВ-реальности. Вне телевизора и Путин, и Медведев просто чиновники, чьей главной задачей является сбережение средств тех, кто их придумал и сделал вершителями судеб России, — преимущественно олигархов ельцинского призыва. Так что решение помочь Исландии не связано ни с заботами об экономике этого замечательного острова, ни со стремлением произвести впечатление на Запад, ни с попытками вмешаться в вечный конфликт Великобритании и Исландии, обострившийся на фоне возможной потери средств британскими вкладчиками исландских банков. Нет, в Москве спасают себя.
Чудо же состоит в том, что если бы не кризис, мы никогда об этом не узнали и даже не задумались бы. Ну кому в самом деле пришло бы в голову как-то связать Романа Абрамовича и президента Исландии? Или представить себе, что исландская экономика связана с российскими «инвестициями»? Да никогда в жизни!
Так что от кризиса бывает не только беда, но и польза. Придет время — и гораздо раньше, чем нам кажется — мы доподлинно узнаем, какова роль российского бизнеса в украинских экономических и политических процессах. Поймем, кто был кому приятелем, кто — чьим спонсором и благодетелем. Узнаем, чем на самом деле была обусловлена цена газа, которую Украина платила все годы во время правления Леонида Кучмы. И что на самом деле обусловило знаменитые соглашения, сделавшие главным и единственным продавцом голубого топлива в Украину фирму «Рос-УкрЭнерго». А если сейчас Украина тоже получит какую-то «особенную» цену — тоже узнаем почему. И поймем, что россияне — не филантропы, стремящиеся спасать украинскую экономику и не дать ей рухнуть в пропасть, и что все эти годы их интереса в происходящем было куда больше, чем нашего. Но это уже будет не исландское, а украинское чудо.