В 2009 году расходы украинцев на пиво и водку сравняются. Повышение стоимости пивной продукции и увеличение спроса на более дорогие бренды — основные факторы роста оборота пивной индустрии Украины
«В 2008 году в украинских пабах, барах и
просто на улице будет выпито 6500
млн бокалов и бутылок пива — за год
украинец употребит около 70 литров пенного напитка. Объем пивного рынка
превысит выручку водочников на $200–300 млн…»
Контракты, № 18
от 05 мая 2008 года
На прогнозируемый показатель в 70 литров пенного напитка на человека украинский рынок в этом году не выйдет. «В 2008 году показатель потребления пива на душу населения составит 65 литров», — говорит Елена Маркова, менеджер по связям с общественностью из Carlsberg Group (ТМ «Славутич», «Львівське», Tuborg, Carlsberg, Foster’s и др.). Эксперты корпорации «Рідна Марка» (ТМ «Радомишль», «Пшеничне Еталон», Kristall и др.) называют цифру 67 литров. «На емкость в 70 литров рынок выйдет только к концу 2009 года», — говорит руководитель отдела маркетинга компании Наталья Беликова. Украинский рынок на пороге насыщения, поэтому темпы роста продаж пива из года в год снижаются. По словам Беликовой, в 2007 году потребление выросло на 19%, к концу 2008-го прогнозировалось уменьшение темпов роста до 10-12%. Но за 7 месяцев потребление увеличилось только на 5%. В Carlsberg Group считают, что по итогам года рынок вырастет максимум на 8%.
По мнению экспертов, на продажи негативно повлияло относительно холодное лето и снижение уровня маркетинговой поддержки пивных брендов. Кроме того, увеличение уровня инфляции привело к общему спаду потребительского спроса, в то время как цены в 2008 году выросли в среднем на 20-22%. «Рост цен на сырье и энергоресурсы превысил все прогнозы, — комментирует Елена Маркова. — К примеру, солод за год подорожал на 75%, стекло — на 44%, банка — на 17%, электроэнергия — на 38%, газ — на 37%».
Повышение стоимости пивной продукции и увеличение спроса на более дорогие бренды — основные факторы роста оборота пивной индустрии Украины. Ежегодно выручка пивоваров увеличивается на 20-30%. И если еще пять лет назад украинцы тратили на пенный напиток в два раза меньше, чем на водку, то в этом году пивовары имеют все шансы сравняться с производителями ликеро-водочной продукции по объему общей выручки. По разным оценкам, объем рынка пива составит от $3,2 млрд до $3,5 млрд, а на водку и настойки украинцы потратят $3,3-3,6 млрд.
«Отечественные потребители все чаще отдают предпочтение более легким напиткам. Украинцы, следуя примеру европейцев, стараются вести здоровый образ жизни», — объясняет тенденцию Елена Маркова. К концу года в стране будет продано 300-310 млн дал пива. Спрос на водку и настойки, по данным компании «Союз-Виктан», не превысит 45 млн дал — это всего на 1,6% больше, чем годом ранее. «С 2005 года темп прироста украинского водочного рынка неуклонно падает, — говорит директор по маркетингу компании Василий Профир. — Если в 2005-м рост составил 34,9%, то уже в 2006-м — только 21%, а год спустя — 8,3%. Это говорит о том, что рынок переходит в стадию жесткой конкуренции».
В компании Nemiroff прогнозируют даже падение спроса на легальную водку — по итогам года ее потребление может сократиться на 10%. Представитель компании Тагир Имангулов связывает тенденцию главным образом с увеличением доли теневого рынка. По его словам, в результате увеличения ставок акцизного сбора на спирт нелегальные продажи по итогам года вырастут на 8–10% и превысят 20%.
Потребление легальной водки также падает из-за роста спроса на другие крепкие напитки: коньяка, виски, рома, которые ежегодно отбирают у беленькой 1-2% рыночной доли.
Пить не перепить
В России потребление пива на душу населения составляет 67 литров в год, в Бельгии — 97 л, в Германии — 118 л, в Чехии — 160 л. В Украине по итогам 2007 года показатель составлял только 61 литр.
Себе дороже
Денежный оборот пивного рынка растет за счет подорожания продукции — примерно на 20% в год, а также благодаря увеличению спроса на среднеценовой и премиум-сегменты. В июне—июле 2008 года на пиво стоимостью от 3,5 грн за бутылку пришлось 15% общих продаж — на 2 п. п. больше, чем годом ранее.
Пивка для рывка
Украинцы стали чаще прикладываться к пиву. Если весной 2006 года раз в неделю и чаще, по данным TNS Ukraine, пенный напиток употребляли 52,5% пивоманов, то весной 2008-го — уже более 57%. А вот водку украинцы пьют все реже — в 2007-м не менее раза в неделю сорокоградусную принимали 24,6% потребителей. В 2008-м — чуть более 21%.
По данным исследования MMI
Ukraine компании TNS Ukraine.