Недавно налоговая похвасталась: в течение прошлого года столичные фискалы неоднократно выявляли факты продажи откровенно недешевых автомобилей за символическую цену в 1000, 500 и даже 100 грн. «Таким образом, бывшие владельцы «железных коней» пытались «нагреть» государство, уменьшая до неприличной сумму уплаты налога на доходы физических лиц», - говорилось в сообщении фискалов.
Как одна дама на бирже машинку продавала
Для примера они привели решение Окружного админсуда Киева, который поднял цену проданного в 2009 году Lexus LX-470 со 100 грн до 266 тыс. грн. В результате этого экс-владелице внедорожника придется заплатить в госказну около 40 тыс. грн налогов и штрафных санкций. Согласно постановлению суда, события развивались следующим образом. В прошлом году ГНИ одного из районов столицы провела документальную проверку уплаты налогов жительницей города за 2009 год. В результате был обнаружен биржевой договор Украинской товарной биржи о продаже гражданкой автомобиля упомянутой марки 2005 года выпуска за 100 грн.
Фискалы не захотели мириться с такой ценой, потому как согласно акта оценки данного авто от 2009 года, его оценочная стоимость составляет более 266,3 тыс. грн. Гражданке был направлен запрос относительно предоставления пояснений, который остался без ответа. А после ей прислали налоговое уведомление-решение с доначисленными налогами. Бывшая автовладелица не согласилась с действиями налоговиков и обжаловала документ в суде, считая, что имела право продать автомобиль по договорной цене, которая не имеет минимальной границы и не зависит от экспертной оценки.
Суд отказал в удовлетворении иска. Ссылаясь, в частности, на закон «Об оценке имущества» и действовавший тогда закон «О налоге на доходы физических лиц», он определил, что для уплаты налогов экспертный вывод обязательно берется во внимание при определении стоимости транспорта. Суд согласился с доводами фискалов, которые насчитали налог в размере 15% стоимости транспортного средства. Кроме того, продавцу накинули 3% сбора в Пенсионный фонд и штрафы. Для вынесения решения суду даже не понадобилось присутствие представителя налоговой, который на заседание не явился. Но, заметим, у истца еще есть возможность попытаться доказать свою правоту в апелляционной инстанции. 40 тыс. грн на дороге не валяются.
Все хорошее когда-нибудь заканчивается
В текущем году сезон охоты фискалов на авто по бросовой цене закончится. Юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович» Наталия Мисник поясняет, что практика заключения договоров купли-продажи автомобилей на товарных биржах была широко распространена до 2010 года. Согласно действовавшему на тот момент законодательству, в случае заключения договора купли-продажи легкового автомобиля на товарной бирже, продавец должен был уплатить налог в размере 15%, который рассчитывался исходя из определенной сторонами цены авто. Цену они могли прописать в договоре самостоятельно, без экспертной оценки. В случае же заключения нотариально заверенного договора купли-продажи автомобиля, продавец должен был оплатить госпошлину в размере 5% от оценочной стоимости транспортного средства, а также 1% налога на прибыль физлица. В этом случае цену договора определяли бы не стороны, а оценщик. «Очевидно, что 6% от реальной (оценочной) стоимости автомобиля значительно превышает 15% от 100 грн – цены, за которую он был фактически продан. Из этого следует, что отказ от нотариального удостоверения договора был продиктован желанием продавца сэкономить на сумме госпошлины и налога», – поясняет юрист.
Сегодня прибегать к уловкам со стоимостью авто уже не стоит
Но 16.06.2010 года в ст. 15 закона «О товарной бирже» внесли изменения, согласно которым транспортные средства были исключены из перечня предметов биржевой торговли. Соответственно, с этого момента продать авто ниже реальной стоимости стало проблематично. Отметим, что общий срок исковой давности составляет 3 года. Потому после 16 июня нынешнего года налоговая никому предъявить неуплату налогов с использованием подобных схем уже не сможет.
Тише едешь, дальше будешь
Впрочем, у фискалов есть еще пол года. Чего же бояться минимизаторам? Наталия Мисник обращает внимание, что в настоящее время документальная невыездная проверка осуществляется только при наличии определенных Налоговым кодексом обстоятельств. Налоговым кодексом (НК) предусмотрено право органов ГНС на проведение документальных внеплановых проверок в следующих случаях:
В общем, желательно, чтобы пока налоговая не «получила информацию», которая потом может подтвердиться.
Если же пришел письменный запрос из ГНИ, плательщик налогов обязан представить объяснения в течение 10 рабочих дней. Учитывая это, он должен обосновать причины и обстоятельства, «побудившие» его к продаже автомобиля по заниженной стоимости. Впрочем, даже эти пояснения не являются основаниями для выводов налоговой относительно стоимости проданного авто, поскольку, согласно ст. 7 закона «Об оценке имущества» при решении вопросов, связанных с налогообложением, обязательным является проведение оценки имущества.
Мопед не мой
Уместно заметить, что с нового года к уловкам со стоимостью авто прибегать уже не стоит. С 1 января т.г. изменена ст. 173 НК, согласно которой доход от продажи одного транспорта в год не облагается налогом. Впрочем, даже если вы вслед за автомобилем продали еще и мопед, то доход будет облагаться по ставке 5%. Также теперь не нужно платить 3%-й сбор в ПФ при перерегистрации автомобиля, однако вводится дифференцированная ставка такого сбора (3% - 5% в зависимости от стоимости) при первичной регистрации автотранспортного средства. Это радует. Но изменениями в НК кроме оценочной вводится еще и «среднерыночная стоимость» автомобиля, которую устанавливает Минэкономразвития. Продавец получил право определять цену продажи не ниже первой или второй на свое усмотрение. Исходя из практики, есть подозрения, что рыночную стоимость чиновники определят «на глаз», а оценочная будет ориентироваться на первую. Впрочем, за проведение независимой оценки придется еще заплатить.