Есть идея! За $50 тыс. максимум. По-хорошему, нам стоило бы тебе ее продать.
Кому, как не бармену, знать, какой напиток наиболее уважаем в народе?! Конечно, кофе. Геннадий, бармен с десятилетним стажем, как-то в 15-минутный обеденный перерыв краем ока взглянул на телеэкран: там показывали сюжет о торговых автоматах очень популярных в Европе, в частности, о тех, которые за железную монетку выдают стаканчик кофе. «Желание хорошо зарабатывать было всегда, — признается Геннадий, — а когда уже была неплохо оплачиваемая работа, и вроде как в семье все хорошо: и дом построен, и сын растет, — не давали покоя мысли сделать что-то свое». Этот сюжет заронил зернышко в размышления кофе-бизнеса, всходы которого не заставили себя долго ждать. «Что-то надо делать!» - с таким простым деловым предложением обратился Гена к младшему брату друга детства. «Я тогда подумал, — делится Владимир, — почему свое время, силы, энергию я трачу, для того чтобы зарабатывать капиталы кому-то? При этом довольствуюсь какой-то зарплатой…» Владимир был тогда торговым представителем крупной компании, и его вклад в дело неоценим, как и сама идея, — опыт работы с банками, контакты и, конечно же, общение с людьми.
Мелочь на
сдачу найти можно в метро — менять
приходится для каждого автомата по 100 грн. в день на монеты разного
достоинства
Кто ищет, тот найдет
Первым делом два товарища обошли все места, где, по их предположениям, можно было бы поставить кофе-автомат. Автомата, правда, пока не было. Была только идея. Объясняя на пальцах выгоду предприятия, в глазах владельцев того квадратного метра, где мог стоять автомат, друзья выглядели хуже фокусников. Но старания не прошли даром. «Промониторив» своими ногами полгорода, выяснили, какие плюсы и минусы задуманного, и непосредственно изучили спрос и интерес к такому продукту, как быстрый кофе. «Мы не хотели покупать автомат, пока не найдем для него место, — рассказывает Геннадий, — но, с другой стороны, у нас не было никакой материальной базы, не на чем было доказать серьезность своих намерений и показать, собственно, работу».
Параллельно с поиском места для автомата шел и поиск самого аппарата. Можно было взять даже б/у автомат «Нескафе», чтобы сэкономить деньги на старте, но ребята сразу решили делать ставку на зерновой кофе и искали соответствующий автомат. «Зерновой кофе выбрали потому, что его мало где можно найти, и если нет кофейни рядом, то такой автомат как находка», — рассуждает Геннадий. И в своем выборе ниши не ошиблись — доказано, в тех точках, где ребята установили свои автоматы по соседству с автоматами «Нескафе», конкуренция с раскрученным брендом легко выдерживается.
Нередко приходится устраивать рекламные акции: открывать автомат и демонстрировать все его содержимое, в том числе и кофейные зерна
Выбирая кофе-автомат, искали компанию, которая не только продаст чудо-агрегат, но и обеспечит техническую поддержку, возможно, даже по истечению гарантийного срока. «Важно было, что за фирма, насколько известна, — объясняет Владимир, — к тому же серьезные компании кроме автоматов продают и ингредиенты. А автоматы б/у — сомнительный выбор, ведь не проверишь, насколько он изношен и сколько еще прослужит. Машина лучше, если она новая». А Геннадий помнил рассказ приятельницы о том, как пару лет назад у них в офисном центре один из сотрудников поставил кофе-автомат, а потом, когда закончились купленные ингредиенты, засыпаемые в автомат, увез себе домой как тумбочку.«Мы несколько раз приходили к руководству фирмы, с которой теперь сотрудничаем. Очень серьезно взвешивали свой выбор, не боясь, что в очередной раз укажут на дверь — вроде морочим голову, ведь ничего не покупаем», — вспоминает Владимир. В пользу выбора ребят были следующие аргументы: директор компании — итальянец, автоматы, которые они продают, итальянские, новые, модели 2006 года, с гарантией, комплектующие и ингредиенты поставляются из Италии. В юридическом отношении тоже полный порядок. «В случае поломки обещали сегодня-завтра выслать на точку человека и отремонтировать аппарат, — вспоминает Володя, — но я не помню, чтобы за два года нашего сотрудничества было «завтра», всегда только «сегодня», в течение нескольких часов».
«Моральная поддержка, пожалуй, самое главное, в чем нуждается каждый, — признается Владимир, — ведь нас всегда останавливает страх начать, боязнь покинуть насиженное рабочее место, потерять больше, чем найдешь»
Ура! Заработало!Первый кофе-автомат друзья поставили в магазинчике возле авторынка на третий месяц своих «походов». Агрегат купили за свои кровные вскладчину за $5 тыс. И сразу же потеряли сон: в день выпивали всего по 10-20 стаканчиков кофе. В такой ситуации отбить свои деньги невозможно. Чтобы отработать затраты владельцев за год, необходима другая цифра — 100 стаканчиков в день. Причин неудачи было несколько: лето — не сезон горячих напитков, плюс еще мало кто знал, что на рынке стоит такой автомат. И если первую проблему решить могло только время, то решение второй — в собственных руках. Через пару дней ребята на авторынке раздавали распечатанные на принтере простенькие пригласительные на чашечку кофе в соседнем магазине, а через неделю-другую появился незатейливый постер и над самим магазином, гласящий: «Новинка! Наслаждайтесь натуральным зерновым итальянским кофе!» Выгода была и для магазина — зашел человек выпить кофе, заодно и булочку купил. Но это позже, а пока все, что заработали за месяц, отдавали за аренду.
Для покупки очередных автоматов требовалась крупная сумма. Поскольку денег не было, ребята составили бизнес-план, с которым отправились для начала в компанию, продавшую уже один аппарат. Директор компании, итальянец, радушно приветствовал начинающих бизнесменов: ребята получили копии сертификатов на технику, на продукт и ингредиенты, фото других автоматов, которые могли бы приобрести. И с этим всем пакетом отправились в банк, помня, что огня в глазах и задора недостаточно, и чаще всего будут указывать на дверь.
Владимир и Геннадий сознались, что кофе вообще не пьют – достаточно того, что выпивают, дегустируя после каждой «заправки»
В 15-ти банках такого «банковского продукта» как кредит на кофе-автомат найти не удалось — это и не оборудование, и не техника… Посему оформили кредит якобы на ремонт квартиры Гены. Суммы $10 тыс. как раз хватало на два аппарата, а безумный процент потребительского кредита (23% годовых) не пугал. Ведь на трех точках можно заработать гораздо больше, чем на одной. А месяцем позже на ремонт квартиры одолжил Владимир.
Автоматизированные кофе-точки множились в геометрической прогрессии: первая появилась в июне, еще две заработали к сентябрю, а в конце октября уже стояло 8 автоматов в разных частях города. Но первых денег так ине видели — они крутились между водой, сахаром и разменной монетой.
С новой пачкой документов успешные «кофеманы» снова пошли по банкам. Удалось, наверное, обаять кредитного менеджера, девушку, которая около месяца хлопотала, чтобы одолжили на покупку пяти автоматов, правда, уже было, что оставить в залог — работающие автоматы. Еще через пару месяцев, к зиме, компаньонов приглашал уже сам банк за кредитом, при чем на более выгодных условиях: ребята зарекомендовали себя серьезными предпринимателями, учтивыми плательщиками кредитов, да и документально плательщики единого налога уже с полгода значились в налоговой. Четвертый кредит был уже без залога. Перед такой напористостью не устоял и директор-итальянец — и предложил рассрочку на свои машины, чтобы молодые предприниматели не переплачивали по банковским кредитам.
Сегодня у друзей уже 28 «кофе-сейфов» в Киеве и один — в Запорожье. Но большой прибыли не получили и по сей день: «Мы постоянно ставим автоматы в новых точках, — признаются эксперты по черному золоту. — Если бы мы хотели довольствоваться парой тысяч в месяц, достаточно было бы поставить три автомата». Свою прибыль кофе-бизнесмены измеряют не объемом денег, а количеством работающих автоматов. Цель — 100 кофе-автоматов в столице.
Как это работает
Сейчас Геннадий и Владимир выплачивают три кредита, один из которых оформили, покупая автомобиль. Если раньше стремились погасить долг досрочно, то теперь большую часть денег направляют на развитие бизнеса, выплачивая кредит по плану — проценты по кредиту сейчас уже не так кусаются, по сравнению с возможным доходом. «Ведь очень богатые люди не просто так живут в кредит, — рассуждает Владимир, — хотя и могут позволить себе машину или дом за живые деньги, в деле эти средства принесут больший доход, который перекроет с лихвой кредит».
Конечно, автомобиль нужен был с самого начала, но компаньоны не могли себе его позволить. И справлялись на своих четырех ногах да муниципальном транспорте. Сейчас уже трудно за день объехать все точки — уж очень сильно они разбросаны по городу.
Без машины
ребята выезжали на работу в 5.30, теперь же - в 8.00. По
утру отправлялись по точкам с килограммовыми пачками сахара, сливок, чая, кофе,
упаковкой стаканчиков и мешалок, мешочком мелочи в рюкзаке за спиной, сейчас
либо на авто, либо налегке. И решают проблемы технические, может, где что нужно
починить, отвезти на фирму или вызвать человека на точку. Воду в 20-литровых
бутылях по отдельной договоренности доставляет компания по доставке воды. К
вечеру встречаются, определяют объем работ на завтра, подсчитывают заработанное
за день. Раз в неделю сводят дебет с кредитом, раз в месяц сверяют учет
арендной платы на каждой точке и уплаты единого налога в налоговой инспекции
(практически всегда напоминает об этом жена Гены, бухгалтер по роду
деятельности).
«Каждая
точка имеет свой график, — объясняет Владимир, — на одну точку нужно приезжать
три раза в неделю, на другую — два или
один».
Минимально
себестоимость стаканчика кофе составляет 55 копеек, тогда как опустить в
автомат придется 1,5 грн.
Сейчас
компаньоны могут радоваться доходу в $8-10 тыс. Около 50-60% средств всегда в
обороте. Распределяя на следующий месяц расходы (половину — на ингредиенты,
четвертую часть — на аренду, еще какую-то часть — на выплату кредитов), друзья
определяют, сколько могут позволить себе взять в качестве зарплаты, и как скоро
соберется сумма на приобретение очередных автоматов.
Сейчас компаньоны могут
радоваться доходу в $8-10 тыс
Возможности каждого автомата зависят от его расположения. «Мы оставляем работать точки, приносящие не менее $300 в месяц», — раскрывает секреты успеха Владимир.
В ассортименте самого первого автомата 12 наименований напитков, сейчас же ребята ставят с 16 видами напитков в меню, где кроме зернового кофе есть и растворимый, также кофе с молоком и молоко с кофе. Нет разве что кофе-глясе. В планах еще и автоматы, выдающие холодный кофе и чай, а также лимонад и «Колу» летом.
Начинать серьезный кофе-бизнес имеет смысл с 5 автоматов: «Так сокращается затратная часть», — приводит серьезный аргумент Геннадий. Чем больше автоматов, тем больше можно сэкономить на закупке ингредиентов — оптом ведь дешевле. «Да и автоматы в разных точках перекрывают недополученную прибыль с тех, что стоят не в очень выгодных местах», — дополняет Владимир, вспоминая случай, когда из 8 автоматов работали лишь три несколько недель.
Лучшие места для кофе-автоматов те, где очень людно: станции метро, учебные заведения, магазины, офисные центры, залы ожидания на вокзалах. Но не всюду легко выпросить в аренду 0,82 кв. м (столько места занимает аппарат). От метро и вузов пришлось отказаться по объективным причинам, а в магазинах и офисных центрах приходится идти на условия арендодателя. Крупные компании требуют оплату авансом, иногда за два месяца. «Цена за аренду площади под кофе-автоматы немного другая, — делится Геннадий, — скажем, не $50 / кв. м, а раза в два-четыре больше. Но мы соглашаемся даже на такие условия, если уверенны, что автомат отработает расходы». Найти точку непросто. Главный фактор — человеческий, умение договориться.
Издержки же такого предприятия — чрезмерная сообразительность несознательных граждан. Как рассказывают ребята, случалось из купюроприемника и монетоприемника извлекать «купюры» с ксерокса, рукотворные 5 гривен в виде обычной записки, кривые монеты — все это приводит к поломке аппарата (и простою). Иногда страждущий в кофейной жажде пытается буквально вытрясти стаканчик напитка из автомата, «забыв» опустить деньги. Но большинство подобных попыток тщетны. Как часто автомат выходит из строя, зависит в большей мере от контингента основных потребителей. Мелкие поломки ребята могут устранить и сами, серьезные устраняет специалист компании, оказывающей техническую поддержку. Ну и не мешает среди завсегдатаев обзавестись приятелями, которые в случае чего всегда сообщат по указанным телефонам на оракале, наклеенном на каждом автомате.
Владимир и Геннадий сознались, что кофе вообще не пьют — достаточно того, что выпивают, дегустируя после каждой «заправки» автоматов, проверяя качество напитка на собственный вкус. Это и есть основа успеха — качество продукции и качество обслуживания.
* Средняя цена продаваемого напитка - 2,50 грн.; средняя себестоимость напитка - 0,80 грн., расчеты учитывают расходы по обслуживанию сети автоматов