«Контракты» связались с экс-нардепами, не прошедшими в парламент VII созыва, и узнали, что изменилось в их жизни после сложения депутатских полномочий.
Непрохождение в новый состав парламента многие народные депутаты прошлого созыва переживали болезненно. Несколько недель после выборов зализывали раны, ушли в себя. Большая часть тех, кто проработал в парламенте больше одного созыва, уже не видели альтернативы этой работе. И хотя с уходом из Рады многие привилегии у нардепов сохраняются, от ностальгии по кулуарным интригам избавиться не удается еще долго. Не особо радует бывших и то, что выплаты экс-нардепам, достигающие 90% зарплаты (пока что эту статью расходов из бюджета не вычеркнули, хотя собирались) производятся аж до момента трудоустройства на аналогичное место, то есть, практически пожизненно. К примеру, Наталья Витренко не так давно призналась, что получает депутатские выплаты до сих пор, так как «аналогичное» Раде место работы найти не удалось. Тем не менее, уход из парламента без преувеличений для многих из опрошенных нами экс-нардепов ассоциировался с «душевной пустотой», «депрессией» и другими расстройствами психики. «Контракты» выбрали пять не прошедших в Раду экс-депутататов с разным опытом работы в ней и узнали, кто больше переживал расставание с мандатом – молодые или старожилы.
Тарас Чорновил: «тихо балдел»
Любимец журналистов - Тарас Чорновил, посвятивший Раде 12 лет своей жизни, не скрывает, что после проигрыша на выборах в одном из мажоритарных округов Киева (жители столицы, напомним, принципиально отдали свои голоса за оппозиционеров, тогда как внефракционный Чорновил был в оппозиции ко всем), пребывал в глубокой депрессии. Говорит, столько всего пережил в парламенте, о стольких кулуарных интригах знал, что страшно вспоминать. Но уже первое сессионное заседание нового парламента смотрел по телевизору и… «тихо балдел» от мысли, что уже не принимает в этом участия. «Я понял, что в этом парламенте мне лично делать нечего. Там невозможно создать фракцию независимых депутатов, к которой я принадлежал в последнем созыве», - убежден он. С дальнейшим своим трудоустройством Тарас Вячеславович не спешит, хотя, не скрывает, предложения уже есть. Пока что у него чисто человеческая мечта – выспаться. «Я же на работу приходил в 8-8:30, и возвращался домой в 9 вечера», - с ужасом вспоминает политик. Сейчас он занимается упорядочиванием архивов: «Я уже выбросил 300 кг документов, 10 ГБ нужно еще отсмотреть в электронном виде», - делится экс-нардеп. За последние два месяца успел побывать на море с семьей, пока у сына были каникулы, и прочитать несколько произведений шведского писателя Лагерквиста. Оказалось, в жизни есть еще много чего интересного, помимо Рады.
Виктор Терен-Таран: дописал книгу
Вместо гудков вызова на мобильном у экс-нардепа-бютовца Виктора Терена-Тарана - успокаивающая мелодия группы «Энигма». У самого Виктора Васильевич голос веселый. Напомним, его, корифея «Батькивщины», отбывшего в парламенте целых пять созывов, Яценюк с Турчиновым в список не взяли – выдвинули мажоритарщиком в чуждом ему Кременчуге, не дав баллотироваться на «насиженном» округе на Ивано-Франковщине. «Я, как пел Славик Вакарчук, решил не сдаваться без боя. Мужественно боролся, но занял второе место. Там ведь «Батькивщина» была банально продана местной власти, все боролись против меня», - сетует политик. На вопрос, есть ли жизнь после Рады, поэт и писатель Терен-Таран отвечает по-философски: «Есть ли жизнь после смерти, есть ли жизнь после Рады… Сравнение смерти с Радой грустно для последней. А вообще жизнь продолжается. У меня вышла книжка, наконец-то, называется «Мальчик с планеты Ч.» - это как «Маленький принц», только в Украине, в Чернобыле». Говорит, в Раде не было времени довести ее до ума. Сейчас работает над книгой новелл и рассказов. Живет на депутатскую пенсию, которая, по его словам, не маленькая.
Узнав о том, что не проходит в новую Раду, очень расстроился. «В душе была одна пустота, но я довольно быстро реабилитировался, сел за свои рукописи, чтобы отвлечься». Говорит, что разочаровался в экс-союзниках: «В новой Раде наш оппозиционный блок – это позор. В целом – хорошо, что есть «Свобода». Но то, что наши не додали 30 голосов за решение об освобождении Тимошенко (голосование за декриминализацию – ред.) – это немыслимо», - возмущается политик. По его словам, то, что он не находится в Раде, не означает, что он вне политики. «Политика – это состояние души, а не Рада», - резюмирует экс-нардеп.
Ольга Герасимьюк: «Без табу» продолжается
Известная телеведущая и экс-нардеп от фракции НУ-НС Ольга Герасимьюк не смогла победить на вверенном ей мажоритарном округе на Одещине, где баллотировалась на минувших выборах от партии «УДАР». Но Ольга не расстраивается, говорит, что заниматься политикой ей уже расхотелось. «Не хочу заниматься политикой в том виде, в котором она существует сейчас. Но меня интересует страна, в которой я живу, я не хочу отсюда никуда уезжать», - признается она. По словам Ольги, с получением статуса народного депутата, который не пропадает с уходом из Рады, у нее появилось больше возможностей помогать людям. «Мое «Без табу» (программа о судьбах людей на одном из украинских телеканалов – ред.) как началось 13 лет назад, так и продолжается до сих пор. Если б вы знали, скольким людям мне удалось помочь – вытащить из тюрем, вернуть жилье, отвоевать ребенка. Я этим занималась и буду заниматься дальше», - уверила Герасимьюк. Что касается парламента, Ольга без лишней скромности заявляет: без нее он много потеряет, в частности, в секторе международной работы (Герасимьюк была членом делегации ВР в ПАСЕ, входила в комитет по евроинтеграции). «Я вижу как формируется делегация сейчас, меня там будет не хватать», - вздыхает Ольга.
Радикально ее жизнь после Рады не изменилась. «Разве что ушла международная работа, и я больше не принимаю участие в этом цирке под куполом». Говорит, что продолжает писать, вести журналистскую линию, размышляет над медийными проектами, путешествует. «О чем жалею? Да ни о чем. У меня такое правило – ни о чем не жалеть. А выборы стали для меня очень интересным опытом», - улыбается Ольга. Не исключено, что они добавили тем для сюжетов ее следующих передач.
Евгений Царьков: его дело живет
Потерпев фиаско на выборах в мажоритарном округе на родной Одещине, один из ярких спикеров КПУ Евгений Царьков (напомним, это он в прямом эфире «Шустер live» заявил, что «НКВД мало расстреливали националистов в советское время»), из политики не ушел. Жизнь относительно молодого коммуниста (38 лет), проведшего в Раде всего один созыв, повернулась на пять лет назад – он возвратился в Одессу, уже оттуда продолжает руководить областной парторганизацией КПУ. «Все инструменты, необходимые для влияния, остались. Те законопроекты, которые разрабатывались прошлым парламентом, в том числе, и мной, наша фракция будет продвигать в этом. Если у нас возникают проблемы, требующие вмешательства парламента, я обращаюсь в нашу фракцию, Петр Николаевич (Симоненко – ред.) принимает меры», - хвастается Царьков. Из позитивного, говорит, появилось больше свободного времени, которое он экономит на переездах в Киев и обратно, так как все предыдущие пять лет разрывался между двумя городами. «График работы у меня особо не поменялся. Рабочий день начинается в 7-8, заканчивается в 5-6. Но теперь я меньше устаю от перелетов, переездов. Даже этот заангажированный Рух «ЧЕСНО» признал, что коммунисты 90% времени проводили в парламенте, мы реально ходили туда в отличие от остальных! Общался с коллегами, которые, как и я, не прошли – говорят то же самое, физически легче стало, столько времени освободилось».
Хотя на жизнь после Рады Царьков не жалуется, все же признает: «элементы ностальгии» присутствуют. Немного скучает и за депутатской зарплатой. «Честно говоря, в материальном доходе разница есть. Где-то придется скорректировать семейный бюджет. Но депутату ж еще положены там кое-какие выплаты до официального трудоустройства. А вообще равнозначную депутатской зарплату (а получал я на руки после всех выплат тысяч 10 гривень) можно найти и в Киеве, и в Одессе», - уверен Царьков.
Владимир Филенко: консультирует оппозицию
Впервые в парламент Филенко попал 23 года назад – был депутатом самого первого его созыва. Правда, из 7-ми созывов в Раде провел только 4. Проигрывать он умеет. Поэтому, когда ему предложили непроходное место во второй сотне списка Объединенной оппозиции, гордо отказался от участия в выборах вообще. «Практика показывает, что иногда работа вне Рады бывает более эффективной, чем в самой Раде. Лично у меня политической работы только добавилось», - говорит политик. Несмотря на то, что в список ОО «Батькивщина» его не взяли, полевой командир Майдана от оппозиции не отвернулся – говорит, сейчас активно консультирует все три оппозиционные парламентские фракции, его радует, что те к его советам зачастую прислушиваются. По словам Филенко, забыть об обидах заставляет страх перед «усилением угрозы независимости и демократии», исходящей, по его словам, от партии власти и связанной с «втягиванием Украины в Таможенный союз имени Путина». «Есть ощущение незавершенной работы. Дело моей жизнь – построение независимой Украины», - говорит политик. Не исключает и вероятности создания альтернативной силы – в случае, если существующие оппозиционные партии будут «пробуксовывать». На вопрос, успел ли он отдохнуть, лишь улыбается: «В планах есть, конечно, и отдохнуть, и здоровье поправить. Но времени нет. Я продолжаю ходить в Раду хоть и в роли консультанта, продолжаю встречаться с людьми, вот, скоро поеду в округа, потому что нужно больше общаться, чтобы понимать истинное состояние дел в стране», - считает политик.
В материальном плане, признает, с уходом из Рады его семье станет немного сложнее. Особенно, если выплаты экс-нардепам отменят, как собирались, так как других источников дохода у него нет. Но из политики уходить не думает. Свой опыт готов передать новому поколению – в частности, учащимся Школы молодого политика, где ему предложили читать лекции.