Начальник департамента розничных продаж УкрСиббанка BNP Paribas Group Андрей Кашперук рассказал Контрактам о том, что изменилось в отношении банкиров к малому и среднему бизнесу; зачем нужны нефинансовые партнерские программы; почему в этом году предприниматели не будут брать кредиты.
УкрСиббанк одним из первых выделил малый и средний бизнес в отдельное направление. Как изменилось отношение банковского сектора к этому сегменту?
Андрей Кашперук: В условиях быстрорастущей экономики у предпринимателей были новые идеи. Еще в 2005 году УкрСиббанк выделил отдельный департамент по работе с МСБ. Уже тогда мы сосредоточились не просто на кредитовании, а на комплексном обслуживании таких клиентов, правда, по технологиям корпоративного бизнеса. С кредитованием все получалось прекрасно. Сегодня структура немного изменилась, но фокус на МСБ остался. В то же время объемы кредитования существенно снизились.
Это связано с повышением требований к заемщикам, дефицитом средств или требованиями французских акционеров?
Андрей Кашперук: У банка нет искусственных ограничений. Сейчас мало клиентов, способных взять долгосрочный кредит на развитие бизнеса, причем не столько из-за состояния фирмы, сколько из-за цены ресурса. Мы выдаем валютные кредиты только предприятиям с валютной выручкой (а таких субъектов МСБ в Украине немного). Цена на гривневый ресурс составляет 17–18% годовых, то есть рыночная кредитная ставка — 23–25%, и позволить себе крупный кредит на долгий срок может только субъект хозяйственной деятельности с соответствующей прибылью. А таких прибылей в МСБ мало. Правда, нужно учитывать и оборачиваемость ресурса: если кредит за год обернуть десять раз, то ставка получится в десять раз меньше.
Будут ли расти объемы кредитования?
Андрей Кашперук: В 2013 году роста объемов кредитования ожидать не стоит. Единственное, что способствует этому, — простые, короткие, высокомаржинальные кредиты. Конечно, цена новых продуктов будет несколько выше, чем по классическим кредитам.
За счет чего в таком случае банки будут конкурировать?
Андрей Кашперук: До сих пор бытует мнение, что получать кредит в банке долго и дорого, причем в первую очередь долго. Наиболее рациональный подход — повышение эффективности процесса кредитования. В прошлом году УкрСиббанк сократил время рассмотрения заявок по некоторым продуктам в три раза и намерен продолжать работу в этом направлении.
Андрей Кашперук: в 2013 году роста объемов кредитования ожидать не стоит
Что вы можете предложить клиентам, кроме кредитов?
Андрей Кашперук: УкрСиббанк всегда был заинтересован в расчетно-кассовом обслуживании и надеется получить конкурентное преимущество за счет комплексного подхода, экономящего время и средства. Одна из самых простых опций — удовлетворение потребности бизнеса в приеме оплаты за свои услуги. У нас давно есть возможность заключить договор приема платежей, и клиент бизнеса может рассчитаться за услугу в любом отделении банка по единому тарифу. Сегодня все эти функции загружены в cash-in банкоматы и доступны 24 часа в сутки. Мы можем также поставить терминал для расчета карточками.
Кроме того, мы модернизировали зарплатные проекты — сейчас это пакет с доступом к управлению несколькими счетами через интернет. При этом каждый продукт получается дешевле, чем если пользоваться ими по отдельности, а необходимость в посещении банка отпадает. В этом году мы планируем дополнить пакет: по желанию работодателя зарплатная карта будет включать медицинскую страховку.
В последнее время оживилось сотрудничество нашего среднего бизнеса с мультинациональными корпорациями, но они друг друга не знают, поэтому возникают вопросы доверия к партнеру. Банк может дать им гарантию?
Андрей Кашперук: Да, конечно. Гарантия международного банка в таком случае помогает обеим сторонам: и нашему бизнесмену, который получает кредит доверия от более крупного дистрибьютора, и собственно компании, которая таким образом минимизирует риск работы на нашем рынке.
Что еще УкрСиббанк будет активно продвигать в 2013 году?
Андрей Кашперук: Корпоративные карты для предпринимателей. Их можно открывать без расчетного счета в банке и при этом минимально посещать отделение, поскольку делать платежи можно через систему электронного доступа.
Интернет-банкинг тоже входит в список приоритетов?
Андрей Кашперук: Конечно. У большинства бизнесменов есть большая проблема — им некогда ходить по отделениям, да и не хочется. Управление счетами по всем доступным каналам — одно из важных конкурентных преимуществ. Сейчас ждем новых мобильных приложений от материнского банка — BNP Paribas — одного из крупнейших банков в мире.
В целом для сегмента МСБ 2013 год — время новых банковских технологий. Например, активно будут развиваться бесконтактные платежи, а также мы можем увидеть первые эксперименты с использованием обычных мобильных телефонов в качестве платежных терминалов. Причем последнее интересно именно для МСБ.
Может ли банк предложить что-то уникальное?
Андрей Кашперук: Очень интересное направление — предоставление нефинансовых услуг. Сегодня субъекты МСБ редко себе позволяют привлечение консультантов, например, для разъяснения изменений налогового законодательства. Можно, разумеется, задать вопрос Налоговой администрации, но делают это почему-то немногие. Очевидно, банк непосредственно таким заниматься не будет, но наши партнеры вполне могут. Мы уже проводили подобные семинары для своих клиентов по вопросам налогообложения, сейчас сосредоточились на ВЭД, но готовы общаться на любую тему. В планах на этот год — освоить формат вебинаров и интернет-конференций.