Британский еженедельник The Economist в 22-й раз составил The Big Mac Index*, сравнивающий цену на Биг Мак в 44 странах мира с его стоимостью в США. Украина — на 36-м месте: цена бутерброда — $2,19 (-39%)
Самая «перегретая» (более чем в два раза) — норвежская крона (+121%). В стране фьордов Биг Мак стоит $7,88 против $3,57 в США. Мировой энергетический кризис 1973 года сделал рентабельной добычу черного золота на шельфе Северного моря, после чего страна стала седьмым поставщиком нефти в мире. В Норвегии очень высокий доход на душу населения и весьма низкий уровень неравномерности в распределении доходов. Зарплаты за последние годы росли в среднем на 3,5% в год, причем реально, поскольку их увеличение превышало инфляцию.
На второй позиции — шведская крона (+79%), Биг Мак здесь обойдется в $6,37. В Швеции максимально сглаженная (по сравнению с другими европейскими странами) разница в заработной плате в разных отраслях. Рост реального оклада в стране положителен уже много лет подряд.
Третий в списке — швейцарский франк (+78%), местные жители платят за бутерброд с котлетой $6,36. Страна в последние годы отличается весьма сдержанным увеличением оплаты труда. Однако в Швейцарии и самая низкая инфляция в Европе, так что в целом ситуация практически не меняется.
На четвертом месте — датская крона (+67%), Биг Мак в королевстве стоит $5,95. В Дании самая высокая почасовая заработная плата в Европе. Аналитики объясняют это тем, что большой процент наемных работников в этой стране состоит в различных профсоюзных организациях. Государство активно сотрудничает с объединениями работников и своевременно индексирует заработную плату.
Замыкает пятерку лидеров исландская крона (+67%). На острове за американский сэндвич отдают $5,97. Начав активно расти в 1990-х, экономика страны следует мировым тенденциям. При этом в Исландии рост заработной платы стабильно превышает инфляцию.
* Исследование основывается на
паритете покупательской способности, рассчитанной с помощью одинакового во всех
странах мира продукта. На основе индекса можно сделать вывод о переоцененности или
недооцененности национальных денежных единиц. Экономисты считают, что показатель
указывает на долгосрочную тенденцию в колебании курсов валют. Рейтинг составлен
по данным, актуальным на 24.07.2008 г.