Почему по итогам года автопродажи в Украине вырастут только на четверть вместо запланированных 50%. Основная причина торможения рынка — падение темпов роста объемов автокредитования.
Отечественный авторынок в нескольких шагах от стагнации — в августе было продано на 11,4% меньше новых машин, чем в июле, когда украинцы купили почти 60 тыс. машин. По сравнению с августом прошлого года рынок все же вырос, но всего на 1,27%. Операторы надеются на оживление покупательского спроса осенью, но большинство из них считают, что по итогам 2008 года рынок вырастет не более чем на 25%. Хотя еще весной многие эксперты прогнозировали рост продаж минимум в полтора раза. Основная причина торможения рынка — падение темпов роста объемов автокредитования. «Реальное благосостояние украинцев не улучшается, темпы роста зарплат соответствуют инфляции. Ранее авторынок рос благодаря кредитованию. Но «кредитный» ресурс роста уже исчерпан», — объясняет тенденцию директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов.
«Итоги августа свидетельствуют о снижении платежеспособного спроса. Рост ставок по кредитам, увеличение количества отказов в выдаче кредитов и рост инфляции уменьшили количество потенциальных покупателей. К примеру, количество выданных в августе кредитов сократилось на 20%», — добавляет директор ВиДи Авто Менеджмент Груп (входит в ViDi Group) Артем Ткаченко.
Снижение темпов роста продаж новых автомобилей не критично для автодилеров — еще три года назад о таких объемах продажах, как в августе, они могли только мечтать. К примеру, в 2005 году в Украине продавалось в среднем 21-23 тыс. новых автомобилей в месяц, тогда как в «провальном» августе-2008 украинцы приобрели более 52 тыс. машин.
Тем не менее продавцы новых автомобилей пытаются выйти на объемы продаж начала года (в январе и феврале было продано по 55 тыс. авто). Во II половине августа и сентябре официальные дилеры среагировали на уменьшение платежеспособного спроса новой волной акционных предложений о снижении цен и улучшении условий кредитования — первая была в июне-июле. К примеру, некоторые модели Fiat потеряли в цене до 20%, более чем на 15% в сентябрьских и октябрьских прайс-листах были снижены цены на всю линейку Peugeot. Автомобили Suzuki подешевели на 6900-17050 грн, на 6% снизилась стоимость Hyundai Accent, на 5-6% урезали цены на Mitsubishi Lancer Х, автомобили Toyota стали доступнее на 5-6%, на 4% — Infiniti и т. д. Благо, после уменьшения пошлин до 10% официальные импортеры и дилеры могут позволить себе существенное снижение цен без ущерба для рентабельности. Причем возможности для дальнейшего снижения цен есть у большинства крупных импортеров. Многие популярные модели в мае—сентябре стали дешевле, но с учетом снижения пошлин с 25% до 10% и падения курса официального доллара в мае могли бы стоить еще на 5-10% меньше. К Новому году будет задействован и этот ресурс. По информации Контрактов, некоторые официальные дистрибьюторы увеличили свои рекламные бюджеты на IV квартал в несколько раз по сравнению с III.
Впрочем, спутать карты официальным импортерам и дилерам могут парламентарии. Ветированный президентом закон о возврате (до конца 2008 года) 25% ввозной пошлины снова значится в расписании ВР. Хотя большинство украинских автосборщиков, ранее лоббировавших законопроект, уже не настаивают на этой мере. Ведь снизив цены, после уменьшения пошлин, официальные дилеры серьезно потеснили «серых». Еще один законопроект предполагает в два-три раза увеличить акцизный сбор с собственников автомобилей с двигателями более 3,5 литра. Кроме того, Минфин не отказался от идеи изменения принципа начисления акциза на новые автомобили — в министерстве планируют привязать акциз к стоимости авто, а не к объему двигателя как сейчас. Итогом последнего нововведения может стать подорожание большинства легковушек на 15-20%. Возврат к апрельскому уровню цен в условиях снижения объемов автокредитования неизбежно приведет к падению продаж. В этом случае и 50 тыс. авто в месяц могут оказаться для украинского рынка недостижимым результатом.
Вы должны купить автомобиль.
Скопите деньги на первый взнос и сразу покупайте.
Томас Росс, «Каскадер из Сингапура»
Брик
Август стал одним из самых неудачных месяцев в истории мирового автопрома. Спрос на автомобили снизился даже в крупнейших развивающихся странах — Бразилии, Индии, России и Китае (БРИК). На китайском рынке зафиксировано первое с 2005 года падение продаж (-6,24%). В Индии продажи упали на 1,41%, России — на 0,15%. Продажи выросли только в Бразилии (на 4%). Глобальный автопром рискует остаться без последней возможности (страны БРИК) выйти из общеотраслевого кризиса.
Великобритания
Продажи машин в Великобритании упали до рекордно низкой отметки за последние 40 лет. В августе было продано всего около 63 тыс. новых машин — по сравнению с 2007-м спрос упал почти на 20%. Особенно сильно сни-зились продажи люксовых Aston Martin, Land Rover и Jaguar. В целом продажи в Западной Европе в августе упали на 16%.
США
Суммарные продажи автомобилей в США по итогам августа сократились на 15,5%. Продажи легковых машин и малогабаритных грузовиков GM в США снизились на 20,3%, Ford — на 26,5%, Toyota — на 9,4%. Наиболее существенное падение продаж у Chrysler LLC, продавшей в августе на 35% меньше автомобилей, чем годом ранее. Среди причин падения продаж эксперты называют общее ухудшение экономической ситуации в мире и рост инфляции.