Проснувшись утром, я первым делом, как обычно, задал себе вопрос: а что я сегодня сделаю для того, чтобы ускорить интеграцию Родины в общеевропейское политическое и цивилизационное пространство? Чем поспособствую воплощению вековечной мечты украинского народа и лично Виктора Федоровича Януковича? Ничто так не бодрит и не гонит сон, как евроинтеграционные размышления в рамках курса, заявленного президентом Украины.
Сразу решил не мелочиться и копнуть на полный штык – разобраться, что же нас, европейцев недоделанных, отличает от европейцев сертифицированных и проштампованных, как выдержанный коньяк, хороводом из двенадцати звездочек. Ведь поняв разницу, сразу можно приступить к ее ликвидации путем прохождения специальных тренингов и медитаций, в крайнем случае – с помощью приема специальных препаратов.
Мучительная работа мозга, долгие взвешивания за и против, сомнения, сравнения и внезапные инсайты привели меня, в конце концов, к выводу: все дело в высокой тревожности и страхе. «Как бы про меня чего не подумали…» - ежеминутно мучается европейский европеец и отказывает себе в тысяче удовольствий, доступных безмятежным украинским европейцам. А страх нарушить написанный мелким шрифтом двадцать пятый подпункт тысячестраничной инструкции доводит этих, в общем, добрых и безобидных людей до каталептических состояний там, где наш человек даже не заметил бы повода наморщить лоб.
Вот представьте себе: серебряному призеру Олимпийских игр в Лондоне Давиду Штролю отказали в приеме у немецкого президента Йоахима Гаука из-за того, что спортсмен когда-то шмальнул из пневматики по собаке. Заметьте, при этом хозяин собаки даже не подавал жалобу, пес не потерял аппетит, а сам легкоатлет прошел курс обучения на полицейского. Но факт стал известен в президентском ведомстве и там схватились за голову: а вдруг, если мы пригласим Штроля к президенту ФРГ, кто-то подумает, что Гаук не любит собачек и поощряет таким завуалированным образом агрессию по отношению к животным? И на безукоризненном фраке главы государства расплывется мерзкое репутационное пятно…
Спасли, не допустили, а сердце бундес-чиновников до сих пор колотится от одной мысли о грозивших стране последствиях.
Министерству юстиции Австрии пришлось не слаще. Там в один прекрасный день обнаружили, что у них на хранении находится некая сумма в шиллингах на 63 тысячи евро. Бог знает когда, в далеком 1993 году работник венского банка Отто Ньюман с друзьями ограбил свою контору, был пойман и отдал часть украденного. Парень сел, банк к тому времени получил возмещение по страховке и покрыл все потери, украденное не потребовал.
Бывший грабитель уже давно свободе, а австрийский суд почти двадцать лет спустя после преступления, взвесив все варианты и не встретив претензий со стороны банка и страховщиков, не нашел иного решения, как перечислить ничейные деньги на счет последнего владельца. Владелец этот, по всему выходит, - герр Ньюман. Тому ничего не оставалось, кроме как удивиться и обрадоваться, а люди из министерства финансов Австрии вздохнули с облегчением: у них в отчетах перестала числиться странная сумма, доводившая их до мигрени.
И я вот задаю себе и вам вопрос: откуда нашему жизнерадостному и незакомплексованному народу набраться столько экзистенциального ужаса, чтобы париться по всяким пустякам? «Было ваше – стало наше» и «нам глубоко нас…ть, что вы там себе думаете» - вот два столпа, на которых уже столько лет подряд держится наша государственность и подпирающая ее общественная мораль. Готовы ли мы поступиться самобытностью ради сомнительного удовольствия ездить без визы на шопинг в эту перепуганную Европу? Впитать в себя неведомые нам тревоги и взвалить на себя не свойственные нам заботы?
Согласитесь, есть над чем задуматься. Пока вы думаете, я себе налью, если вы не возражаете. Но даже если вы возражаете, я все равно налью. Вы ж понимаете, что мне на ваши возражения и на то, что вы можете подумать о моем моральном облике… Ибо сын своего народа. Как Виктор Федорович Янукович.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец
Иллюстрация Игоря Конденко