Контракти.ua

Автор: Павел Серов —  2982  —  24.10.12
Рада их погубила: почему спикеры уходят в никуда
Рада их погубила: почему спикеры уходят в никуда

Где они теперь? Иван Плющ, Александр Ткаченко, Александр Мороз — персоны, занимавшие третий, а во времена действия «ющенковской» конституции, по сути, второй пост в Украине? Двое первых пропали из топ-чартов украинской политики. Александр Мороз продолжает карьеру, скорее, по инерции.

Двое первых пропали из топ-чартов украинской политики. Александр Мороз продолжает карьеру скорее по инерции. Из глав парламента Украины активной политикой занимаются только Арсений Яценюк и Владимир Литвин. Причем звезда Литвина уже отсвечивает последними лучами. Да и у Яценюка, с учетом его возраста и амбиций, не все так гладко: объединенная оппозиция под его чутким руководством теряет рейтинги, после спикерства стремительный карьерный рост политика остановился. В преддверии окончания Верховной Рады VI созыва и неизбежной очередной спикериады Контракты решили вспомнить «труды и дни» наших глав парламента и понять, что делает с человеком кресло председателя ВР.

Из всех глав украинского парламента, начиная с 1991 года, самым успешным нужно считать Леонида Кравчука. Только он смог, став, по сути, главной персоной в Украине на момент ее выхода из СССР, успешно конвертировать свою должность в должность первого президента Украины. Ни одному из его преемников не удалось выйти во второй тур президентских выборов.


Иван Плющ, первая каденция (05.12.1991 — 11.05.1994)

 

Иван Степанович вошел в историю не только как первый спикер независимой Украины, но и как украинский Черномырдин. Имеются в виду его незабываемые афоризмы в стиле сельского юмора, которые с тех пор всплывают периодически в авторстве иных политиков. Афористичность не мешала, а, похоже, помогала Плющу манипулировать сессионным залом, где происходили первые бурные сражения коммунистического большинства с борцами за национальную идею. Он мастерски взаимодействовал с такими легендарными личностями, как Вячеслав Чорновил, Левко Лукьяненко и даже Степан Хмара. Именно умение поладить с двумя непримиримыми лагерями, да еще в условиях становления государственности и постсоветского развала, является объективной заслугой Ивана Степановича.

При нем Украина отказалась от ядерного оружия, ввела денежные купоны, начала приватизацию, сокращение армии и долгий процесс разделения Черноморского флота с Россией. Безудержная инфляция в 10 000%, зафиксированная в 1993 году, стала одной из самых высоких в европейской истории, и часть ответственности за такое положение дел лежит и на Плюще. Хотя в большей мере он все же выступал не как политик и тем более экономист-практик, а как опытный аппаратчик, не мешая долгое время соперничеству Кравчука и премьер-министра Леонида Кучмы, готовившегося к прыжку в президентское кресло. Сам Плющ тем временем тоже приготовился сменить Кравчука, но потерпел неудачу, положив начало аналогичной печальной практике будущих спикеров. За свои претензии на президентский пост он же, первым из спикеров, был «наказан» политическим небытием почти на шесть лет. Пришедший к власти Леонид Кучма сделал спикером Александра Мороза, припомнив Плющу его политические амбиции.


Александр Мороз, первая каденция (18.05.1994 — 12.05.1998)

 

Александр Мороз в период первой каденции был влиятельным и активным спикером парламента. Он же был все десять лет одним из главных оппонентов Леонида Кучмы, не давая тому спокойно жить как в течение первого, так и второго сроков президентства, когда сам Мороз спикером уже не был. И если иные соперники Кучмы в 1990-х годах — сначала Евгений Марчук, а затем Павел Лазаренко — про­играли в борьбе за влияние и потенциальное президентство, то справиться с главой Верховной Рады у Кучмы долгое время не было возможности. Главными событиями первой спикерской каденции Мороза являются принятие Конституции и введение гривни. Мороз, обвиняя Кучму в злоупотреблениях полномочиями, сделал все возможное для принятия именно такого варианта Основного Закона, в котором президент являлся центральным игроком всей системы власти, а Верховная Рада превращалась в «агентство по согласованию». Вероятно, Александр Александрович не возражал против такого формата власти в расчете на то, что сменит Кучму на выборах 1999 года. Но в итоге был сменен сам: после очередных парламентских выборов Кучма приложил более чем серьезные усилия к недопущению Мороза к повторному спикерству. Результатом стала самая затяжная спикериада в истории Украины и пришествие на эту должность Александра Ткаченко.


Александр Ткаченко, (07.07.1998 — 21.01.2000)

 

Единственного спикера-коммуниста называют и самым амбициозным главой украинского парламента. Он буквально с самого начала каденции воспринимал себя как потенциального претендента на президентское кресло.

Начало и окончание его спикерства были в равной мере необычны: Ткаченко занял кресло после самой долгой спикериады в истории Украины, а потерял его в итоге громкого парламентского кризиса, став первым спикером, отправленным в отставку.

Амбиции Ткаченко обозначились уже на его первой итоговой пресс-конференции, когда он назвал себя «не первым, но и не вторым человеком в государстве». Но значимость Ткаченко в украинской политике оказалась мнимой и недолгой: почувствовав возможность играть на его амбициях, соратники-соперники по борьбе с Кучмой — Александр Мороз и Евгений Марчук — заключили его в «дружеские объятия» каневской четверки. Сие объединение должно было в итоге определить якобы единого оппонента Кучме на выборах 1999 года. Но в результате на выборы Мороз, Марчук и Ткаченко пошли в одиночку, позволив Кучме победить. Причем Ткаченко вообще снял свою кандидатуру в пользу Петра Симоненко.

Итогом тщеславных поползновений спикера-коммуниста стала его показательная порка в результате «бархатной революции» в парламенте уже после перевыборов Кучмы. Национал-демократы, окрыленные назначением Ющенко премьером, прежде всего избавились от спикера-коммуниста.


Иван Плющ, вторая каденция (01.02.2000 — 14.05.2002)

 

Второе пришествие Ивана Плюща стало прецедентом в истории Украины. Оказалось, что в условиях первого серьезного кризиса в работе Верховной Рады и первого акта свержения спикера лучшего кандидата, чем опытный «медиатор» Плющ, не нашлось. Однако историю «Плющ­2» нельзя рассматривать в отрыве от параллельного возвышения Ющенко и начала его борьбы за власть с Кучмой. В 2000 году тройственный союз Плюща, Кучмы и Ющенко казался очень перспективным. Плющ защищал Ющенко, как бы «приняв» премьера-реформатора из рук предыдущего наставника — главы Нацбанка Стельмаха. Под чутким руководством Плюща Ющенко развил бурную реформаторскую деятельность, опираясь на Верховную Раду. Парламент способствовал принятию закона о 13%-ной ставке на доходы физлиц, принял Бюджетный, Земельный и Уголовный кодексы. Зато в числе сомнительных «достижений» этого спикера — провал имплементации результатов референдума 2000 года, сокращавшего число парламентариев и лишавшего их неприкосновенности.

Когда стартовал кассетный скандал с пленками Мельниченко, Плющ явно оказался не готов к такому радикальному раз­витию событий. Да и Ющенко начал слишком рано «расправлять крылья», вживаясь в роль мессии и готовясь на бой с дискредитированным Кучмой. Плющ отметился в подписании «письма трех» — президента, премьера и главы парламента — с осуждением начинающейся акции «Украина без Кучмы». Последовавшая вскоре отставка Ющенко открыла последнему путь к «оранжевым высотам», в то время как былой «дядька-наставник» премьера-реформатора остался королем без королевства, фактически самоустранившись от работы Рады, которую лихорадило от кассетного скандала, противостояния с оппозицией и начавшегося политического кризиса, завершившегося приходом на премьерскую должность Виктора Януковича. Плющ продолжал делать ставку на Ющенко. В 2008-м, при очередном витке спикериады, былой протеже вспомнит о нем, предложив сделать спикером в третий раз. Но у Ющенко не хватит голосов для этой идеи.


Владимир Литвин, первая каденция (28.5.2002 — 25.5.2006)

 

К моменту прихода в спикерское кресло Владимир Литвин был уже опытным аппаратчиком, поработавшим главой Администрации президента. Литвин поднаторел в новой должности быстро и уже к середине 2003 года был полноценным игроком на политической арене. Тем не менее самые главные испытания ему выпали во время «оранжевой революции», когда он проявил себя мастером прохода «между каплями». Своим решением о признании второго тура выборов 2004-го недействительным Рада открыла путь к переголосованию. В итоге Литвин поспособствовал третьему туру выборов и принятию выгодной главе парламента реформы Конституции, урезавшей в будущем президентские полномочия. Собственно, без этого «довеска» в виде политреформы Ющенко мог бы и не добиться третьего тура.

Судя по всему, Литвин рассчитывал таким образом на увеличение своей власти, как и Александр Мороз в 1996-м. Однако побыть всесильным спикером при слабом президенте у него не получилось — после выборов 2006-го его сменил на посту все тот же Мороз, а сам Литвин как лидер Народной партии в ходе двух парламентских кампаний 2006-го и 2007 годов получил множество ощутимых ударов, главными из которых стали прямые обвинения в причастности к гибели Георгия Гонгадзе.


Александр Мороз, вторая каденция (06.07.2006 — 23.11.2007)

 

Украинцы понимали, что возвращение Мороза в большую политику стало следствием его фактического выхода из «оранжевой коалиции» после выборов 2006 года и перехода к союзу с Партией регионов и коммунистами. Мороза назвали «предателем дела революции» и даже озвучивали суммы, которые он мог получить за свой демарш.

Эта каденция Мороза была насыщена политическим противостоянием с Ющенко, который изо всех сил пытался вернуть власть, «вырванную» у него действиями Мороза. Правящая коалиция во главе с Виктором Януковичем открыто жаждала реванша «уже сегодня», приняв, при помощи Мороза, закон о Кабмине, лишавший гаранта Конституции большинства полномочий и превращавший его в почти что церемониальную фигуру. Верховная Рада стремительно меняла конфигурацию за счет «тушек» из БЮТ в пользу Януковича и Мороза. Создание конституционного большинства в 300 голосов с последующим импичментом Ющенко стало реальной перспективой. В результате президент в начале апреля издал указ о досрочном роспуске ВР V созыва и проведении внеочередных выборов.

Мороз, естественно, сопротивлялся до последнего, солидаризируясь со всеми действиями коалиции. Итогом двухмесячного противостояния президента с парламентом и правительством стало совместное заявление Ющенко, Мороза и Януковича об урегулировании политического кризиса, появившееся 27 мая 2007 года. Досрочные выборы, прошедшие 30 сентября, подтвердили неприятие украинцами поведения Александра Мороза: его Соцпартия набирает только 2,8% голосов.


Арсений Яценюк, (4.12.2007 — 12.11.2008)

 

Самый молодой спикер украинского парламента оказался и самым незадачливым. В должности он пробыл менее года, из них два последних месяца прошли в обсуждении его отставки. Яценюку, чье избрание спикером стало плодом второй «оранжевой коалиции» и прихода в премьерское кресло Юлии Тимошенко, не удалось совладать с парламентом, где его не слушали ни БЮТовцы, ни регионалы. Нардепы были едины в нежелании вводить систему депутатского голосования «Рада-3», которая призвана предотвратить возможность голосования одного народного депутата за других. Закон о «сенсорной кнопке», внесенный лично Яценюком, провалился, и последствия этого мы видим во время нынешнего разгула «чечетовщины».

Еще одним провалом Яценюка стало голосование по утверждению плана по подготовке к вступлению Украины в НАТО. Он подписал, совместно с Ющенко и Тимошенко, обращение к руководству Альянса о готовности присоединиться к плану вступления, чем дал отличный повод для пиара регионалов и коммунистов на теме «натовской угрозы». В итоге они блокировали трибуну Рады на два месяца, чем и вынудили Яценюка подать в отставку. После отставки экс-спикер начал подготовку к президентской гонке: на выборах 2010 года Яценюк оказался на почетном четвертом месте.


Александр Лавринович, и. о., (12.11.2008 — 9.12.2008)

 

Первый и единственный пока исполняющий обязанности спикера ВР пробыл на посту всего месяц и запомниться за это время ничем особо не успел. Разве что отложил в долгий ящик все законопроекты своего предшественника. Ящик оказался столь «долгим», что ни сенсорная кнопка, ни, тем более, готовность вступить в НАТО из него не извлечены до сих пор.


Владимир Литвин, вторая каденция (с 9.12.2008)

 

Вторая каденция Литвина четко делится по президентскому признаку — при Ющенко Литвин был влиятельным политическим игроком, старясь до последнего сохранять видимость хороших отношений с былым союзником, но между первым и вторым турами президентских выборов он стал «главной тушкой» парламента, войдя в союз с ПР и коммунистами. Повторив тем самым «подвиг» Александра Мороза, но более успешно. Владимир Михайлович обеспечил свое спикерство до конца каденции, проведя через Раду все угодные регионалам законы — Харьковские соглашения, судебную реформу, языковой закон, скандальную первую редакцию Налогового кодекса, закон о Земельном банке и десятки иных, характеризующих эру регионалов в управлении страной. Ни один из этих законов, кроме языкового, не вызвал возражений со стороны спикера, да и в этом случае громкое заявление Литвина об отставке оказалось пиар-ходом ради сохранения его имиджа в условиях предвыборной кампании.

За свою лояльность Литвин заплатил фактическим исчезновением своей политсилы как явления, хотя ему удалось успешно пристроить троих человек по своей квоте на проходные места в списке ПР. Сам же он рассчитывает выиграть выборы в мажоритарном округе в родной Житомирской области.


В статье использованы фотографии УНИАН и УКРИНФОРМ

Статьи по теме
Ексдепутат Держдуми: Путін найближчим часом втратить Херсон
Ексдепутат Держдуми: Путін найближчим часом втратить Херсон

Путін втратить Херсон найближчим часом. Проте він все одно продовжить ядерний шантаж та знищення енергетичної системи України.
26.10 — 1427

Зеленський дав орден спікерам парламентів 12 країн. Для Пелосі це вже другий
Зеленський дав орден спікерам парламентів 12 країн. Для Пелосі це вже другий

Президент України Володимир Зеленський нагородив орденом князя Ярослава Мудрого ІІ ступеня спікерів парламентів 12 країн-партнерів. Серед них, і пікер Палати представників Конгресу США Ненсі Пелосі.
23.10 — 650

Чи буде покарання для жінок, які не стануть на військовий облік до 1 жовтня: пояснив депутат
Чи буде покарання для жінок, які не стануть на військовий облік до 1 жовтня: пояснив депутат

До 1 жовтня жінки, чиї фахи підпадають під перелік військовозобов'язаних, мають стати на військовий облік. Надалі до тих, хто буде систематично ухилятися від військового обліку, можуть бути застосовані примусові заходи.
19.08 — 4074