Закон об электронных паспортах вытянет из карманов граждан и госказны многомиллиардные суммы, даст возможность власти полностью контролировать людей, а криминалу — использовать новые мошеннические схемы.
Чуть более года назад, 23 сентября 2011-го, парламент принял в целом Закон «О документах, которые удостоверяют личность и подтверждают гражданство Украины». Он предусматривал введение внутреннего и загранпаспорта, а также еще целого множества документов с электронными чипами, содержащими биометрические данные. Это породило бурю негодования в массах. Под натиском общественности, церкви, а также Минюста, не желая усугублять протестные настроения, президент Виктор Янукович тогда применил к закону право вето. И вот, 2 октября этого года парламент принимает в целом Закон «О едином государственном демографическом реестре». Последний, несмотря на измененное название, повторяет основные положения своего предшественника. В частности, предусматривается снабдить чипами внутренние и заграничные паспорта, водительские удостоверения и ряд других документов.
О новой старой идее уже высказались представители церкви, общественные организации и даже омбудсмен. Они просят президента применить к закону вето. Скорее всего, подписание закона будет просто отложено на время после выборов. Власти незачем сегодня лишний раз будоражить народ.
Тайное и явное
Главным аргументом в пользу принятия закона традиционно называется желание поскорее евроинтегрироваться. Безусловно, для упрощения визового режима с ЕС нужно вводить загранпаспорта с биометрическими данными. Но внутренние здесь ни при чем. Более того, в перечень документов, которые будут снабжаться чипами, снова попали водительское удостоверение и еще почти полтора десятка документов. При этом список не исчерпывающий. Сюда отнесены «другие документы, которые удостоверяют личность и ее специальный статус, определенные законами Украины». Похоже, под действие закона подпадут служебные удостоверения и еще огромное количество «ксив». О том, что такой перечень вызывает сомнения, отметили, в частности, в Главном научно-экспертном управлении ВР.
В своем выводе к законопроекту эксперты написали, что снабжать внутренние документы чипами нецелесообразно, поскольку это приведет лишь к их удорожанию. С другой стороны, у нас просто нет огромного количества приборов для считывания подобной информации. И чтобы создать систему таких устройств, понадобится немало средств и времени.
Уяснить, что же будут вносить в чип — группу крови или генеалогическое древо, закон не позволяет
На днях автор закона Василий Грицак озвучил некоторые цифры. По его словам, стоимость изготовления электронного загранпаспорта обойдется в 350 грн, а электронного внутреннего — в 65 грн (сегодня эти суммы составляют 120 грн и 15 грн соответственно). Кроме того, депутат заметил, что загранпаспорт — это «предмет роскоши», и он не нужен 70% граждан Украины. Но как же курс на евроинтеграцию?!
Также автор закона сообщил, что заполнением и выдачей паспортов нового образца будут заниматься МВД и Государственная миграционная служба. Но кто будет их изготовлять, не сказал. Напомним, ранее СМИ писали, что заказ на изготовление новых паспортов может получить консорциум «ЕДАПС», связанный с Василием Грицаком. Он разработчик закона, где определены требования к технологиям, по которым должны быть изготовлены документы. Хотя в Главном юридическом управлении ВР отметили, что это не является предметом регулирования закона и в то же время «создает почву для установления безосновательных преимуществ субъектам хозяйствования, что не соответствует ст. 41 Конституции Украины». Проще говоря, закон написан под конкретного производителя паспортов и прочих документов.
Все — в матрицу
Законом предусмотрено, что внутренние паспорта будут выдаваться с рождения и сроком на 10 лет. Правда, документы, выданные до вступления в силу закона, остаются в силе до истечения срока их действия. Но обладателям синей книжечки с трезубцем особо радоваться не стоит. Всегда можно ограничить действие документа, требуя для осуществления тех или иных операций исключительно новый с чипом.
Партнер ЮК «Горошинский и Партнеры» Дмитрий Овсий обращает внимание, что в 25 и 45 лет в паспорт необходимо вклеивать фотографию, без которой он недействителен. И тут могут возникнуть сложности. «Без такой фотографии старые паспорта будут недействительными, и придется получать новые, — объясняет юрист. — Вклеить или не вклеить фотографию — будет зависеть от подзаконных актов, а при отсутствии нормативного регулирования — от воли чиновника».
Вряд ли удачным вариантом обойти чипизацию паспорта будет норма, согласно которой можно отказаться от подобного документа по религиозным мотивам. Представители церкви выступают категорически против принятия данного закона, невзирая на «либеральную» норму. «К сожалению, в законе никак не прописан порядок отказа граждан от внесения их персональной информации в бесконтактный электронный носитель. Поэтому норма о таком отказе носит исключительно декларативный характер», — говорится в письме предстоятеля УПЦ (МП), митрополита Киевского и всей Украины Владимира к Виктору Януковичу с просьбой о вето к закону.
Находка для шпиона
В случае подписания закона президентом паспорт будет изготовляться в форме карточки с бесконтактным электронным носителем. Кроме прочего, в документ будут вноситься имя, пол, гражданство, место рождения, а также оцифрованные образ лица и подпись (для лиц старше 14 лет). Остаются вопросы: стоит ли оцифровывать подпись лиц, имеющих неполную дееспособность, и как органы контроля будут идентифицировать 10-летнего ребенка по фото младенца в пеленках или 20-летнего гражданина по его фото в 10 лет?
Дмитрий Овсий считает, что, к примеру, подпись могла бы быть опционным пунктом и вносилась бы в документ при желании родителей, а фото могло бы меняться чаще, чем раз в 10 лет. «В переходных положениях закона необходимо было ввести временную отсрочку на введение данного пункта, — комментирует юрист. — Намного эффективнее было бы внесение всей информации о ребенке до 10 лет в паспорт родителя». «Юмор» не поняли и в Главном научно-экспертном управлении ВР. «Целесообразность размещения в паспортах цифровых изображений лица ребенка до достижения им, по крайней мере, шестилетнего возраста (особенно младенцев) вызывает сомнения», — отмечается в выводе экспертов.
Предусмотрено, что в паспорт по ходатайству его обладателя может быть внесена также дополнительная сменная информация. Но что это за информация — непонятно. А добровольный порядок ее внесения при желании контролирующих органов в наших реалиях легко может превратиться в фикцию. Одним из видов такой информации может стать адрес регистрации. В самом законе наличие в паспорте такой информации не предусмотрено.
65 грн – стоимость изготовления электронного паспорта гражданина Украины, тогда как электронного загранпаспорта 350 грн
Эксперт Института демографии и социальных исследований Александр Гладун обращает внимание, что теперь местожительство каждому человеку нужно будет подтверждать дополнительно другими документами. Партнер ЮФ «Лексфор» Юрий Семенюк замечает, что такая информация подлежит занесению в единый реестр, поэтому человек может получить справку из него, где также будет указан адрес его регистрации.
Немало вопросов остается к чипу, которым будут снабжать документы.
В законе говорится, что в электронный носитель вносится информация, находящаяся на страницах документа, биометрические параметры лица, а также дополнительные (факультативные) биометрические данные. Биометрические параметры определены как измеряемые физические характеристики или личностные поведенческие черты, которые используются для идентификации лица. Уяснить, что же будут вносить в чип — группу крови или генеалогическое древо, закон не позволяет.
По словам Дмитрия Овсия, в международной практике под биометрическими параметрами понимают цвет глаз, рисунок сетчатки глаза, отпечатки пальцев, геометрию руки, черты лица. «Учитывая отсутствие в законе применяемых параметров, конкретный вид биометрических параметров будет определен в подзаконных актах и международных договорах, ратифицированных Верховной Радой Украины», — говорит он. Что всплывет в подзаконных актах, пока остается только гадать.
Большой брат
Закон предусматривает создание Единого госреестра физлиц, где будет храниться огромное количество информации о каждом, доступной всем органам власти. Вид и объем информации, предоставление которой необходимо для ведения реестра, устанавливается Кабмином. Как и какими ведомствами данная информация будет использоваться, законом четко не регламентировано. Поэтому, кроме правоохранителей и контролирующих органов, к примеру, такую информацию смогут использовать Государственная исполнительная служба для поиска и ареста имущества, банки — для поиска должников, а за ними и коллекторы и т. д.
Парламентские эксперты отмечают, что соответствующие положения закона «не имеют комплексного характера, характеризуются коллизионностью и в значительной степени не учитывают предписания Закона «О защите персональных данных». В частности, определено, что информация в реестре хранится для определенных законом целей. Но такие цели отсутствуют.
Графомания
Практически все эксперты отмечают очень низкий уровень подготовки закона. «Некоторые предлагаемые переходными положениями изменения вообще сомнительны. Тяжело сказать, какое отношение к единому государственному демографическому реестру имеет увеличение штрафа с работодателей за использование труда иностранцев и лиц без гражданства без разрешения на использование труда таких лиц», — говорит Дмитрий Овсий.
Уполномоченный ВР по правам человека Валерия Лутковская отмечает, что принятая парламентом редакция закона не соответствует Конституции Украины, европейским стандартам в сфере защиты персональных данных и несет в себе угрозу нарушения прав и свобод человека. В последней редакции закона не учтены представленные в августе–сентябре 2012 года замечания и предложения экспертов Совета Европы, украинских экспертов и общественных организаций. А Украинский Хельсинский союз по правам человека считает, что целью создания единого реестра является слияние всех персональных данных жителей страны из различных баз данных, в том числе ведомственных, и создание возможности для слежки за гражданами. Впрочем, даже если такие цели как-то оправдать, вряд ли можно не обратить внимание, что закон в такой редакции приведет к массовой утечке информации. И можно только гадать, не аукнется ли он, и в каких масштабах, против самих же его апологетов.