Жесткое заявление одного из лидеров Партии регионов Бориса Колесникова относительно необходимости исключения из партии бывшего вице-премьера и главы президентской администрации Дмитрия Табачника продемонстрировало, что на украинской политической сцене, помимо официально оформленных блоков и объединений, есть еще и неформальные группы предпринимателей по интересам.
Одну из них, не таясь, представляет Борис Колесников — это бизнесмены юго-востока. Другим ведущим представителем этой группы является Ринат Ахметов, судя по словам того же Колесникова. И если вспомнить, что гневная реакция Колесникова связана с исключением из ПР секретаря СНБОУ Раисы Богатыревой, то можно сделать еще один простой вывод: в нынешнем украинском противостоянии бизнесмены юго-востока поддерживают президента Виктора Ющенко.
На первый взгляд, никакой сенсации во всем этом нет. Но дискуссия в Партии регионов после заявлений Колесникова стала публичной и позволяет говорить об украинской политике как об упаковке бизнес-интересов, не имеющих никакого отношения к декларируемым лозунгам. Если не согласиться с этим тезисом, тогда нужно попытаться ответить самим себе на вопрос: как получилось, что сторонниками президента, избранного голосами прежде всего избирателей центральных и западных регионов страны, обещавшего навести порядок на Донбассе и рассказывавшего нам о засилье преступности и олигархии в этом непростом регионе, стали люди, как раз установившие и охраняющие донецкую систему взаимоотношений. Как соотносится с политическими взглядами Виктора Ющенко его сотрудничество с бизнесменами юго-востока, начавшееся, собственно, не с Ахметова, а с Гайдука, но к Ахметову пришедшее. И действительно ли назначение Богатыревой было демонстрацией сотрудничества президента с ПР и его готовности улучшать отношения с Россией или же оно стало исключительно результатом союза с бизнесменами юго-востока? Потому что Богатыревой в Партии регионов уже нет — и неудивительно, так как она естественным образом поддержала позицию главы государства по вопросу российско-грузинского конфликта и никак не могла, как ответственный чиновник, согласиться с мнением оппозиции. И партнером Москвы по переговорам Богатырева также уже не является, так как ее заявления относительно происшедшего на Северном Кавказе могут быть квалифицированы российским руководством как поддержка позиции Ющенко — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но ведь Бориса Колесникова обеспокоило вовсе не это! И таким образом он продемонстрировал, что союз президента и бизнесменов юго-востока нерушим и с политикой не связан.
Нам еще предстоит понять, как сложился этот союз и как его существование отразилось на украинской политической жизни последних лет. Сегодня важно другое: этот союз можно сохранить только ценой потери Партией регионов своего политического влияния или ценой потери бизнеса Ринатом Ахметовым, Борисом Колесниковым и их соратниками по неформальному клубу.
Потому что, помимо денег, в Украине есть еще и избиратель. С ним, конечно, можно сделать многое, но не все. Избиратель юго-востока — это не совсем бизнесмен юго-востока. У бизнесмена юго-востока столько денег, что он может променять часть из них на политические взгляды и обратно, не заметив происшедшего. У избирателя юго-востока, благодаря созидательной деятельности бизнесменов юго-востока, а также выдающимся экономическим структурным реформам, инициированным первым президентом-демократом в нашей истории, ничего, кроме политических взглядов, нет. Как, впрочем, и у избирателя центра и запада.
Вот только взгляды эти разные. Если кто-то в самом деле думает, что Партия регионов может сохранить свое электоральное влияние, поддержав вступление Украины в НАТО, осудив агрессивную Россию и одобрив сентиментальное путешествие президента Виктора Ющенко в Тбилиси, то он могильщик этого политического объединения. И если кто-то думает, что президент откажется от своих политических взглядов, предложит забыть о НАТО, перестанет звонить Михаилу Саакашвили и начнет Дмитрию Медведеву ради дружбы с бизнесменами юго-востока, то он политический фантаст. Виктор Ющенко никогда не захочет добровольных политических похорон. А что будут делать бизнесмены юго-востока без электорального ресурса, без своей партии? Ждать налоговых проверок?
Но опять-таки, если у бизнесменов юго-востока достаточно средств, чтобы от этих проверок откупиться, то у остальных деятелей их родной партии нет ничего, кроме политической карьеры и депутатских мандатов. Ну не совсем ничего, но все же имущества не так много, чтобы забыть о политике и избирателе в одночасье. Именно поэтому после российско-грузинского конфликта Партия регионов не сможет стать союзницей Виктора Ющенко. И именно поэтому союз бизнесменов юго-востока с президентом страны обречен.
Возможно, сами участники этого союза этого еще не поняли. Но уже вскоре они убедятся в бессмысленности своего сосуществования и начнут искать новых партнеров. Или же уйдут из политики — все вместе. Но если для Виктора Ющенко уход из политики всего лишь переход из президентского кабинета в кресло главы какого-нибудь фонда развития демократии и евроатлантического сотрудничества, то для Рината Ахметова и Бориса Колесникова это уход из бизнеса. Но, согласитесь, это не тот бизнес, из которого хочется уходить. Гораздо выгоднее найти нового лоббиста (или лоббистку) собственных интересов. Кто же не захочет сотрудничать с такими уважаемыми людьми?