В нынешнем году следствием осенних скачков валютного курса стал небольшой психологический дискомфорт покупателей и продавцов техники и электроники.
Сентябрьский рост доллара по отношению к гривне заставил немного понервничать украинцев. Часть из них волновались насчет обесценивания собственных сбережений в национальной валюте, остальные — потому что собирались в сентябре купить себе автомобиль или технику. IT-товары жестко привязаны к долларовому курсу, ведь практически вся техника в Украину завозится из-за рубежа. Соответственно, стоимость товаров, продаваемых с минимальной наценкой, прямо пропорциональна изменению курса гривни к доллару — чем дороже валюта, тем выше цены. Многие помнят жаркую осень 2008-го, когда цены на компьютеры и бытовые приборы в одночасье достигли невероятных высот.
Контракты опросили несколько торговых сетей и производителей с целью узнать, произошли ли какие-то изменения в поведении покупателей и ретейлеров. Интересно, что дистрибьюторы и производители советовали обратиться за разъяснениями к продавцам, а продавцы — к поставщикам и производителям. Возможно, каждый из игроков рынка просто свято верит в то, что он надежно подготовился ко второму витку кризиса и неприятности его не коснутся.
Что касается потребителей, то здесь мнения разделились. Наталья Ткачик, руководитель розничной сети магазинов «DiaWest — Комп’ютерний світ», утверждает, что в начале осени украинцы стараются потратить свободные деньги на покупки, которые откладывали раньше. Речь идет лишь о небольшом всплеске потребительского спроса. Однако Антон Володькин, гендиректор холдинга Mobile Synergy Group, говорит, что в торговых точках «Мобилочки» радикальных изменений не наблюдается.
Спокойствие покупателей вполне объяснимо. Во-первых, ретейлеры распродают старые запасы, сделанные еще в начале лета. Это значит, что цены на технику в рознице не изменились. Во всяком случае, в незыблемости цен нас заверили торговцы. Во-вторых, украинцы заранее приготовились к возможным скачкам. Часть людей заблаговременно купили доллары и технику. В-третьих, с началом школьного сезона многие отложили покупки, посвятив себя подготовке детей к учебному процессу.
Если сравнивать нынешнюю ситуацию с началом кризиса четырехлетней давности, то сегодня люди чувствуют себя спокойнее. «Сейчас нет того хаоса, который наблюдался в 2008 году. В то время у нас цены на технику менялись несколько раз в день», — объясняет Наталья Ткачик. «Тогда была паника, потому что люди не ожидали резких изменений, и испытали настоящий шок», — вторит Антон Володькин.
Более того, в течение нынешнего года продавцы не раз отмечали слабый уровень продаж в целом по сравнению с 2011-м, это коснулось и бытовой техники, и ПК, и мобильных телефонов. По данным GfK Ukraine, в первом полугодии 2012 года конечным потребителям было продано бытовой техники и электроники на сумму 18,28 млрд грн, тогда как годом ранее за аналогичный период — 18,4 млрд грн. Снижение активности объясняется как осторожностью покупателей в тратах, так и насыщенностью рынков.
Помимо потребителей гораздо спокойнее себя чувствуют ретейлеры. «Расчет с большинством поставщиков у нас идет в гривне. Кроме того, мы делаем небольшие товарные запасы и стараемся не накапливать излишки», — рассказывает Антон Володькин. «У нас был закуплен весь товар, поэтому мы ничего не потеряли», — комментирует Наталья Ткачик.
По данным IDC Украина, в первом полугодии рынок ПК (поставки) продемонстрировал 15%-ный рост. «К сожалению, это существенно ниже показателей Центральной и Восточной Европы (23,4%), России (37%) и Казахстана (25%), но сравнимо с динамикой рынка Чехии (14%) и Словакии (15,4%)», — отмечают в компании. Небольшой рост рынка, вероятнее всего, объясняется осторожностью поставщиков, которые стараются не завозить чересчур много техники.
При этом игроки рынка рассчитывают на то, что резкого обесценивания гривни не будет. «Мы надеемся, что в ближайшем будущем курс доллара стабилизируется, и наша компания не будет покупать технику по завышенному курсу», — предполагает Наталья Ткачик. Самый пессимистичный прогноз — нулевой рост продаж по итогам года. В случае обострения экономической ситуации емкость рынка вряд ли превысит уровень 2011 года (около 2,6 млн ПК), предполагают в IDC. Впрочем, ретейлеры дальше выборов не загадывают.