Что будет с гривной, куда вкладывать деньги и как управлять семейным бюджетом, рассказал экс-министр финансов, главный советник международного инвестиционного банка "Morgan Stanley" Игорь Митюков
— С чего начинается день экс-министра финансов?
— Для начала пью кофе и смотрю Euro News, после просматриваю газеты, одну — две, например, Financial Teams, и иду на работу. Прежде всего, интересуюсь теми новостями, которые касаются макроэкономических процессов в Украине, большими сделками, имеющими значение во всем мире, и, конечно же, новостями финансовых рынков, ценных бумаг, товарных рынков. Этим интересуется любой человек, профессионально занимающийся инвестиционным бизнесом.
— Наверняка подобная информация помогает принимать решения и в распоряжении личными финансами?
— Конечно, ведь это большой опыт. Работая в сфере финансов, можно предугадывать, предполагать с большой вероятностью то или иное изменение динамики, процентной ставки или курсовых отношений валют. Это позволяет использовать более эффективно те деньги, которые есть, принимать решение о размещении их тем или иным способом, что дает, по-моему, дополнительный эффект. Главное в управлении личными финансами, на мой взгляд, — даже не желание их приумножить, заработать, а умение не потерять. Очень важно еще прогнозировать и планировать свои расходы. Если ты знаешь, что в течение года заработаешь определенную сумму денег, то ее надо обязательно соизмерять со своими тратами. Ведь потратить деньги много ума не надо.
— Как вы распределяете личный бюджет?
— Не меньше половины стараюсь отложить, чтобы не потерять, а приумножить. Остальное уходит на расходы, семейные нужды.
— Приумножая личные капиталы, какими финансовыми инструментами пользуетесь?
— Это может быть покупка любых активов: ценные бумаги, недвижимость, предметы искусства. Конечно, не все сразу приобретается. Это может быть вложение в любой инструмент, который может принести доход выше темпов инфляции.
— Стало быть, банкам вы доверяете незначительную часть своих кровных?
— Деньги нужно обязательно держать в банке, потому что это позволяет быть мобильным в решении финансовых вопросов. Другое дело, что в банках находится не такая большая сумма моих сбережений, как хотелось бы. Вопрос в том, что не всегда ставка по депозиту позволяет компенсировать потери от инфляции.
— Какой валюте доверяете? Что думаете о судьбе доллара, сдавшего свои позиции по отношению к гривне?
— Главное, не валюта сбережений, а валюта твоих доходов, заработков. Исходя из этого, можно страховаться от валютных потерь или игнорировать их. Одно время гривна была более предпочтительной валютой, чем доллар. Было время, когда отношение к евро было прямо обратное, чем сейчас. Если ты не миллиардер, то твои потери и заработки на курсовой разнице составят максимум сотню, а времени и нервов потратишь значительно больше. Половина моих сбережений номинирована в гривне. Другая половина распределена между двумя противоположными валютами, то есть долларом и евро.
Не надо бояться, что доллар утратит свои позиции. Я думаю, что эта мировая валюта сохранит свои позиции. Пока американской экономике будет выгодно держать доллар низким, он будет оставаться в нынешнем положении. Как только такая ситуация перестанет быть выгодной, он сразу же начнет расти.
— А что будет с гривной?
— Это сложный вопрос. В монетарной политике появилось слишком много политики. А в этом случае прогнозировать наперед больше чем на два — четыре месяца невозможно. Если мы вернемся к нормальной практике, без политических атак Национального банка, тогда, уверен, у гривны хорошие перспективы. Как у валюты любой другой страны с быстрорастущей экономикой и достаточно низким уровнем зарплат и цен. Как правило, такая валюта имеет тенденцию в среднесрочном периоде укрепляться.
— На что тратите карманные деньги?
— На поддержание моего образа жизни, к которому я привык.
— Вы инвестируете в живопись. Какие картины входят в вашу коллекцию?
— Мое увлечение возникло не от желания заработать, а от необходимости уберечь от вывоза за границу произведения искусств, созданных в Украине талантливыми художниками. Это работы разных мастеров как уже ушедших в историю, так и ныне живущих, молодых.
— Вероятно, более дорогим удовольствием будут ваши спортивные увлечения — футбол, яхты?
— Футбол — это мое хобби, которое я никогда не бросаю, и так будет, пока позволяет мое физическое состояние. В свои 55 лет, каждую субботу я обязательно играю в футбол с друзьями. Это очень хороший вид спорта, позволяющий получить и хорошую физическую нагрузку, и моральную разрядку. А в парусном спорте я пока еще осваиваю азы.
— Но вы же являетесь председателем оргкомитета парусной регаты на кубок Вадима Гетьмана. Вы поддерживаете это соревнование личными деньгами?
— Конечно, на это я денег не жалею. В парусном спорте можно отключиться от ежедневных проблем, колебаний курса доллара. И во время путешествия получить ощущение полного слияния с природой, когда в сложных условиях чувствуешь себя победителем стихии.
Достаточно много людей, и в возрасте, и молодых, интересующихся парусным спортом. Увлечение яхтами развивает не только физическую силу, но и интеллект. Я считаю, что парусный спорт имеет в Украине огромные перспективы, при чем не только как олимпийский вид, а просто как образ жизни и проведение времени. Это может быть и семейный, и клубный вид спорта, отдыха. Не знаю ни одного человека, который бы вернулся из похода на яхте, даже самого короткого, без улыбки на лице.
— Много тратитесь на хобби?
— Траты значительные. Наверное, самое большое спортивное хобби для меня — горные лыжи. Я стараюсь не думать о расходах, а пытаюсь больше зарабатывать, чтобы получить максимальное удовольствие. В горных лыжах мы с женой и дочерью — полные единомышленники, стараемся вместе проводить каникулы зимой в горах. Даже соревнуемся друг с другом, никто никого не ждет на горе, никто не скучает.
— Кто побеждает в семейных спорах, когда речь заходит о необходимости потратить крупную сумму?
— По этому поводу у нас споров не бывает.
— А кто распоряжается семейным бюджетом?
— Конечно, жена. Моя задача — достаточно зарабатывать.