Есть идея за $50 тыс. По-хорошему, нам бы стоило её продать. Чтобы делать рамы для картин, совсем не обязательно быть хорошим столяром.
Алексею Лычману, можно сказать, повезло. В 1995 году его бизнес, связанный с сельским хозяйством, пошел на убыль. Нужно было искать новый источник дохода, что во время полной разрухи и неразберихи было не просто.
Однажды знакомый Анатолий как бы между прочим предложил заняться багетным бизнесом. Алексей сходу отбросил предложение. Какой смыcл продавать какие-то рамочки, если почти все население страны борется за выживание. Но Анатолий не сдавался. И хотя каких либо доводов в пользу багетного бизнеса он привести не мог, все же уговорил Алексея.
Будущий партнер был уверен, что бизнес выгорит, и своим оптимизмом потихоньку зажег интерес у Алексея.
В мастерской обязанности разделили так. Алексей занялся техническим направлением, а Анатолий — творческим: подбором рамок, общением с заказчиками. «У Анатолия прекрасный эстетический вкус. Глядя на картину, он сразу видел, в какой рамке она заиграет», — убежден Алексей. Оборудование и сами багеты предприниматели закупили у оптовиков, и дело двинулось с мертвой точки.
Алексей никогда не считал себя великолепным плотником или мастером по дереву. Но как оказалось, в багетном бизнесе большие навыки не требуются. Главное— трудолюбие и усидчивость.
Анатолий оказался прав. Несмотря на разруху, в стране еще остались люди, нуждающиеся в духовной пище. Первые клиенты привели Алексея в восторг. «Меня необычайно удивил культурный уровень заказчиков. Всегда разговаривали на полутонах, обязательно благодарили за выполненную работу, — вспоминает Алексей. — Раньше мне приходилось иметь дело совсем с другими людьми, у которых разговоры на повышенных тонах с употреблением крепкого словца были в порядке вещей».
Постепенно бизнес пошел в гору. Но через 10 лет существования мастерской неожиданно выяснилось, что Алексей вовсе не партнер, а наемный рабочий. Предприниматели разругались, и здесь снова удача улыбнулась Алексею. Один из постоянных заказчиков предложил ему открыть мастерскую, которой бы они владели на равных.
Помещение нашли очень быстро. В спальном районе арендовали офис площадью 54 кв. м. «Стартовый капитал, вложенный в создание мастерской, составил $20 тыс. На эти деньги мы сделали ремонт в помещении, закупили багеты и оборудование, и мастерская с романтическим названием «Шарм» начала свою работу», — рассказывает Алексей. Закупая оборудование для мастерской, предприниматель предпочел не экономить, дабы потом не пришлось расплачиваться за низкое качество. За станки он заплатил $15 тыс. Остальные деньги были истрачены на закупку багетов и ремонт помещения.
Древесная суть
Багетные мастерские можно разделить на две категории. Первые
работают исключительно с деревом, вторые предпочитают пластик. Алексей выбрал
дерево, поскольку в этом случае рама вместе с картиной не только не устаревают,
но и с каждым годом растут в цене. Хотя нужно отметить, что пластиковые рамочки
несколько дешевле, чем деревянные. Зависимо от материала — пластик или дерево —
разница в цене примерно 20%. «Пускай рамка будет дороже на 20, а то и на 50
грн., зато она прослужит многие годы. Пластик сейчас завозят из Китая, и
высоким качеством он не отличается», — считает Алексей.
Клиентов долго искать не пришлось. Во-первых, остались
знакомые с прошлой работы, которые перешли к Алексею. Во-вторых, рамочки — это
такой вид продукции, который говорит сам за себя. Когда люди видят у своих
друзей или знакомых красиво обрамленную картину, они обязательно
поинтересуются, кто изготавливал рамку. Кстати, у каждого из столичных мастеров
свой почерк, а вот цены одинаковые. Багеты закупаются у одних и тех же оптовых
поставщиков, и по негласной договоренности между багетчиками, стоимость их
продукции должна быть везде равной. Среди клиентов Алексея немало корпоративных
клиентов — галерейщиков, министерств и компаний, заказывающих рамочки для дипломов.
Запросы у частных клиентов гораздо выше. Они заказывают рамки для обрамления
картин, вышивок, пазлов и даже папирусов.
Особенно высокий спрос на рамки для папирусов после летнего и зимнего отдыха в Египте. В это время в мастерской основная масса заказов связана именно с ними. А вот любители вышивок и живописи — заказчики постоянные. За неделю Алексей загоняет в рамки в среднем по 3-4 картины. Одна заказчица, дама преклонного возраста, уже успела обрамить у Алексея свыше 150 картин. Так что на нехватку заказов предприниматель не жалуется. «Еще два года тому бизнес очень был чувствителен к сезонным всплескам и падениям. Спад наблюдался в летние месяцы и в январе-феврале. Сейчас количество заказов лишь растет. Главное — выполнить их вовремя и качественно», — рассказывает мастер. Ввиду перегруженности мастерской, срочная работа оценивается дороже. Иногда выполнение заказа «на сейчас» обходится на 50% дороже. Рамочка формата А-3 стоит от 60 грн. до 120 грн. Цена включает в себя не только саму рамку, но и антибликовое стекло, задник. По желанию клиента, картине «добавляют воздуха» с помощью паспорту. Это специальная бумажная рамка в середине картины. Стоимость бумажной паспорту 94 грн. за кв. м, бархатная или холщевая обойдется в 220 грн. за кв.м. Цена самих багетов стартует с 20 грн. кв. м и доходит до 900 грн. Есть такие рамки, которые делаются из двух багетов. Тогда погонный метр обойдется в 1 360 грн. А цена на рамку может доходить до 8 тыс. грн.
Идейная стоимость
Для того чтобы заняться багетами сейчас, по мнению Алексея, есть все условия. Появились оптовые фирмы, реализующие оборудование. На его закупку понадобится примерно 15 тыс.евро: гильотина для нарезки углов — $2 500, пила торцевая — $700, вытяжка (пылесос) — $400, шиповалка — $2 500, линейка Флетчер (для нарезки стекла и ДВП) —
$3 тыс., линейка Флетчер для нарезки паспорту — $2 500. На закупку гвоздей, пистолетов для забивки этих самых гвоздей, молоточков, специализированного клея понадобится еще порядка $3 400.
Остальные $5 тыс. тратятся на аренду помещения и закупку багетов. Но Алексей подсказывает более простой метод. «Принимаете заказ на рамочку, едете в оптовую компанию, покупаете там багеты строго под размеры картины, обрамляете в рамочку и все. Таким образом, можно не тратиться на первоначальную закупку багетов», — подсказывает мастер. В противном случае придется приготовить $800 на закупку образцов.
Аренда помещения — тоже не самая большая статья расходов. Можно начинать с небольшой мастерской площадью 50 кв. м в спальном районе. Главное, чтобы она была неподалеку от метро. Аренда помещения обходится Алексею в $36 за кв. м. Далее необходимо сделать броскую вывеску на дверях, и вскоре появятся первые заказчики. Хорошо бы дать рекламу в какую-нибудь из газет бесплатных объявлений. Рекламная компания нового бизнеса обойдется всего в 50 грн. за один выход газеты.
Спустя год уже вся округа будет знать о мастерской, лишь бы хватило сил выполнять все заказы. «В день я могу обрамить до 50 фотографий. Это возможно только в выходные, когда никто не отвлекает от работы. А в обычный день получается обработать только 10-12 заказов», — сетует Алексей.
Такой темп работ обеспечивает рентабельность мастерской на уровне 50%. А среднемесячный оборот доходит до 70 тыс. грн. Деньги, потраченные на закупку оборудования, окупаются буквально за месяц— два. С учетом трат на аренду, рекламу и закупку багетов (если таковая будет делаться) можно смело говорить о прибыли с пятого месяца работы. Хотя стоит учитывать, что поначалу заказов будет немного. Как правило, клиенты протаптывают тропинку к мастерам-багетчикам с второго-третьего года их работы. В первый год работы мастерская принесет при удачном стечении обстоятельств около $94 тыс. ($7,7 тыс. в месяц). Отняв аренду помещения за год ($21 600) и расходы на закупку оборудования ($15 тыс.), прибыль составит $57 400.
Помимо Алексея в мастерской работает еще два помощника и девушка, принимающая заказы. Хотя на начальном этапе на сотрудниках можно сэкономить, принимая и выполняя весь спектр работ самостоятельно.