Юлия Тимошенко всегда была необычно конструктивна: в предвыборных рекламных роликах БЮТ она рассказывала о своей борьбе с олигархическими кланами, но не уточняет, с какими именно...
Анна Сайченко, Вячеслав Дарпинянц, Контракты
Главная цель Юлии Владимировны — пост премьера, программа минимум — громкий уход в оппозицию. И в том, и в другом случае лидер БЮТ ориентирована на президентские выборы-2009. Попав в исполнительную власть, она обещает устроить «украинский прорыв». Кандидаты в депутаты от БЮТ заявляли, что им «надоело измерять прогресс десятыми долями процентов ВВП», говорили, что «Украина заслуживает всего и сразу» и что якобы «знают, как и что делать». Кое-что из того, что обещает БЮТ в своей программе, Тимошенко уже делала в 2005-м — на посту премьера, а кое-что позже — будучи в оппозиции. Остановимся на основных достижениях.
Об антикоррупционном прорыве
«Снижение вмешательства государства в экономику и влияния чиновников на
принятие экономических решений и деятельность предприятий»
Комментарий Контрактов. 177 из 315 постановлений, принятых Кабмином Тимошенко в I квартале 2005 года, так или иначе затрагивали кадровые вопросы. Под лозунгами «катарсиса власти» и «борьбы с коррупцией» произошли ротации в топ-менеджменте Нефтегаза, Энергоатома, Хлеба Украины и других финансово емких структур. 1 апреля 2005 года премьер-министр Тимошенко даже подписала Постановление «О конкурсном отборе руководителей субъектов хозяйствования госсектора экономики, имеющих стратегическое значение». Но ни один топ-менеджер НАК, ГАК, ГП или ГК не был назначен в соответствии с порядком, установленным этим документом.
Зачищая коррупционную вертикаль «режима Кучмы», Тимошенко не изменила принципы ее организации (хотя имела для этого полномочия). В 2005-м Юлия Владимировна ведет переписку и телефонные переговоры с руководством ФГИУ, по словам Валентины Семенюк, склоняя ее к перепродаже НЗФ. Невмешательство государства в экономику при Кабмине Тимошенко — это 50% увеличение тарифов на железнодорожные перевозки (при сохранении порочной системы скидок «Укрзалізниці»), административное ограничение цен на мясо и нефтепродукты, резкая ревальвация гривни. Апофеоз ограничения влияния чиновников на экономические решения — постановление Кабмина, запрещающее распорядителям бюджетных средств проводить тендеры на сумму свыше 500 тыс. грн без личной визы премьера.
Об энергоэффективном прорыве
«Уменьшение критической зависимости от монопольного импорта энергоносителей, снижение энергоемкости ВВП»
Комментарий Контрактов. Относительной (далеко не полной, но и не совсем декларативной) независимостью от Газпрома Украина обладала до января 2006 года. Контракт об объемах и условиях транзита российского газа (от 21.06.2002 г.) и дополнение к нему № 4 (от 09.08.2004 г.) позволяли Нефтегазу в 2005-2009 годах покупать газ по цене $50/тыс. куб. м на российско-украинской границе и обязывали транспортировать в Европу, взимая плату за транзит в $1,09375/тыс. куб. м на 100 км территории Украины.
На самом деле реализация этой схемы была сопряжена с необходимостью подписания протокола между правительствами РФ и Украины — раз в год уточняли объемы транспортируемого газа, сумму и форму платежей за транзит. При правительстве Тимошенко этот протокол не был подписан. Летом 2005 года руководители Газпрома и Нефтегаза начали пересмотр системы договоренностей, концептуально выгодных для Украины. В СМИ просочилась информация (до сих пор не подтверждена, но и не опровергнута) о том, что пересмотру предшествовала попытка Тимошенко сменить компанию-посредника между Газпромом и Нефтегазом. Результаты: газ на российско-украинской границе стоит $130/тыс. куб. м, транзитная ставка — прежняя, 50% отечественного рынка промпотребителей отдано на откуп РосУкрЭнерго, Нефтегаз едва сводит концы с концами... Нет, Юлия Владимировна безусловно права, предлагая в своей программе дифференцировать источники поставок газа, построив новый газопровод Каспий — Украина через Азербайджан и Грузию, по дну Черного моря в обход России.
Вот только в Энергетической стратегии Украины до 2030 года (принятой, кстати, еще правительством Еханурова) уточняется, что реализация такого проекта тянет на... $10,126 млрд. Вряд ли о нем имеет смысл говорить серьезным политикам в канун новых переговоров с Газпромом, открыто претендующим на контроль над ГТС Украины и проявляющим интерес к долговым обязательствам Нефтегаза.
К тем самым, которые возникли у НАК в 2005-м, когда она взяла в кредит $2 млрд и... заплатила 10 млрд грн в госбюджет сверх плана.
Об аграрном прорыве
«Поддержка развития аграрной инфраструктуры — аграрного фонда, аграрной
биржи, страхового фонда, земельного банка... Формирование рынка земли»
Комментарий Контрактов. 9 января 2007 года Верховная Рада конституционным большинством голосов (367 — «за», в том числе — 99 от БЮТ) преодолела президентское вето и продлила мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. По сути, реформа АПК была заблокирована в интересах крупных арендаторов и, отчасти, чиновников, промышляющих переводом участков в пригородах городов-миллионников из категории ОСГ в легально торгуемую — «под застройку» (подробно о влиянии моратория на рынок земли и АПК — Контракты, № 3 22 января 2007 г.).
«Аграрный прорыв» оказался разменной монетой в политической игре блока. В обмен на голоса БЮТ в поддержку земельного моратория ПР, СПУ и КПУ проголосовали за инициативу оппозиции, запрещающую депутатам местных советов переход из одной фракции в другую. Именно это позволило БЮТ сохранить влияние на региональном уровне (в том числе и на вопросы землеотводов). Кроме того, эта многоходовка продемонстрировала, что сотрудничество БЮТ с коалицией нивелирует влияние на законодательный процесс самого президента (по сути, делая право вето президента фикцией), а в случае продолжения политреформы чревато еще большим сужением его полномочий.