С кем дружить? Юрий МАКАРОВ, телеведущий, журналист — Между государствами могут существовать взаимовыгодные отношения, с большим или меньшим уровнем понимания, но слово «дружить» напоминает известный штамп советских времен «о дружбе народов», абсолютно лишенный смысла.
У нас, собственно, есть очень простой выбор: двигаться в Европу, как декларируют властные мужи — и тогда поддерживать отношения с более или менее приличными людьми; или двигаться в противоположном направлении — и тогда «дружить» с полковником Каддафи, президентом Чавесом, Лукашенко, Ким Чен Иром, Раулем Кастро. Не совсем радужная перспектива.
В последнее время в российско-украинских отношениях наблюдается ситуация lost in translation (трудности перевода), несмотря на близость наших языков. Честно говоря, не представляю взаимопонимания с Россией как государством, кроме того случая, когда руководство нашей страны просто станет выполнять прямые указания из Москвы. Но такой вариант лишен здравого смысла, ведь мы ничего не выиграем, даже газа по $70 за тысячу кубометров уже никогда не получим. Европейские же перспективы Украины в значительной мере зависят от нас самих, от того, в какой степени европейскую внутреннюю политику будет вести Украина, насколько она формально политически успешно будет продвигаться в направлении Европы, а не оставаться страной азиатского устройства и сознания с навязчивым желанием быть как можно быстрее принятой в ЕС.
Украине пока не угрожает повторение грузинского сценария. Тем не менее, если руководство России продолжит раздавать жителям Крыма паспорта граждан РФ (их, между прочим, по словам российского консула в АРК, получить легче, чем непосредственно в РФ), а официальный Киев и впредь станет затягивать с решением проблемы крымских татар, спикеру парламента АРК будет позволять открыто декларировать политику пятой колонны, то через 10 лет Крым де-факто станет российским.
Именно отсутствие нормальной государственной стратегии и недостаток политической воли в Крыму могут стать решающим фактором потери Украиной полуострова, а это угроза национальной безопасности нашего государства. Сейчас Россия не будет принимать никаких резонансных решений или совершать резких действий, ожидая пока успокоится мировое общественное мнение.