Контракти.ua

Автор: Елена Ковтун —  4642  —  05.09.12
Послали из сети: почему украинские грузоперевозчики любят интернет-магазины
Послали из сети: почему украинские грузоперевозчики любят интернет-магазины

Рынок автомобильных маршрутных грузоперевозок в течение последних 10 лет постоянно демонстрирует положительную динамику роста. Даже кризис не смог нарушить данного тренда. На сегодняшний день объем рынка составляет порядка $75–80 млн в год.

На складе одного из частных операторов экспресс-доставки грузов утро проходит бойко. Снующие туда-сюда клиенты, довольные отсутствием очередей и качественным обслуживанием получатели посылок, грузовые фуры, отправляющиеся по маршруту, и подготовка к открытию нового склада. Так продлится до позднего вечера — клиентов много, бизнес востребован. Еще несколько лет назад о таком никто и не помышлял. Рынок был фактически монополизирован государственной Укрпочтой, которая хоть и отличалась низкими тарифами, но не могла похвастать оперативностью и сервисом, а зарубежные операторы вообще не были особо заинтересованы во внутренних украинских перевозках и продавали свои услуги едва ли не в 10 раз дороже госоператора. За счет чего же стал возможен прорыв на рынке экспресс-доставки и почему это произошло только сейчас?

От одушевленных к неодушевленным

Экспресс-доставку грузов по Украине автомобильным транспортом осуществляют частные отечественные компании, созданные специально с этой целью, а также государственный оператор — Укрпочта. Основными игроками являются компании «Автолюкс», «Ин-Тайм», «Новая Почта», «Ночной Экспресс», «Ост-Вест Экспресс», «ЕвроЭкспресс», «Міст Експрес» и пр. В некоторых областях (особенно на востоке страны) им наступают на пятки сильные региональные игроки, например, компания «Деливери».

В последние годы в Украине появились местные курьерские службы, основным направлением которых является доставка в пределах одного города, в том числе с учетом пригородных территорий. Однако целевая аудитория таких компаний незначительна.

Сотрудничество с курьерскими службами стало для интернет-магазинов альтернативой собственной логистике

Одними из первых организованную систему по перевозке грузов в Украине предоставили компании «Автолюкс» и «Гюнсел» — с 1998 года. До этого они занимались исключительно пассажирскими перевозками. Также в числе пионеров на рынке были иностранные инвесторы, среди которых можно выделить международных перевозчиков так называемой большой четверки — компании DHL, ТNT, UPS и FedEx. Они обслуживали на тот момент значительную часть международных грузовых перевозок в нашей стране. Но их видение перспектив украинского рынка было неоднозначным.

«Самыми активными игроками 7–10 лет назад были компании DHL и ТNT. Что же касается UPS и FedEx, то складывалось впечатление об их неверии в перспективу отечественного рынка. Их позиции были гораздо слабее. Впрочем, все иностранные компании основной акцент делали на международной доставке грузов — из Украины за рубеж и обратно. Внутренние перевозки интересовали «большую четверку» в значительно меньшей степени. И именно в этот сегмент и пришел украинский игрок и до сих пор в нем лидирует», — рассказывает Александр Троян, генеральный директор Национальной службы доставки «Ин-Тайм».

По мнению экспертов, рынок автомобильных маршрутных грузоперевозок в течение последних 10 лет постоянно демонстрирует положительную динамику роста. Даже кризис не смог нарушить данного тренда. На сегодняшний день, по оценкам компании «Ин-Тайм», объем рынка составляет порядка $75–80 млн в год.

До недавнего времени основной стратегией развития транспортных компаний являлось расширение присутствия в регионах, а также портфеля предоставляемых услуг. Компании стремились увеличивать собственный автотранспортный парк, складские площади и др. Сегодня же основная ставка делается на работу с операторами интернет-торговли.

Онлайн­-магазины выбирают аутсорсеров

По словам Александра Трояна, если объем рынка онлайн-торговли уже перевалил за $1 млрд, то можно говорить о том, что не менее $300–400 млн приходится на те товары, которые доставляются между городами. Около 2/3 междугородних отправлений обслуживается транспортными аутсорсерами.

И хотя розничный сегмент в базе клиентов перевозчиков по-прежнему составляет 85%, но 15% клиентов-корпоративщиков (прежде всего, интернет-магазины) отправляют габаритные или уже собранные грузы, а, следовательно, обеспечивают объем заказов в килограммах. Судите сами: на одну декларацию корпоративного клиента приходится «посылка» весом 125–140 кг (средний показатель), розничного же — 25–30 кг.

В международной практике 99% заказов составляют перевозки «дверь — дверь»

По словам Ирины Холод, директора по маркетингу компании «Новая Почта», сотрудничество с курьерскими службами стало для интернет-магазинов альтернативой собственной логистике, даже несмотря на ее преимущества. «Собственная логистика выигрывает по многим параметрам. Например, благодаря знанию товара курьеры всегда могут показать клиенту, как работает товар и пр. А постоянно действующая коммуникация между курьером и менеджером интернет-магазина позволяет оперативно решать возникшие трудности. Но все эти преимущества теряются, когда речь идет о недостатках собственной логистики — необходимости создавать владельцам интернет-магазина новый непрофильный бизнес, нести высокие затраты на аренду, обслуживание автомобильного парка и складов, где будет храниться продукция, на закупку систем учета продукции. Крайне важен и человеческий фактор: затраты на подбор, обучение персонала, брендирование униформы, необходимость постоянного контроля работы ввиду рисков краж, невыхода на работу, недоставки товаров. Важно также помнить, что в интернет-торговле существует жесткая сезонность продаж. Вне сезона продажи падают, но подразделение собственной логистики продолжает функционировать, а значит, владелец интернет-магазина вынужден тратить средства на его содержание. Все вышеперечисленное может значительно усложнить жизнь владельцам магазинов, поэтому они все чаще задумываются об отказе от собственной доставки и переходе к сотрудничеству с компанией-аутсорсером», — прокомментировала Ирина Холод. Впрочем, сегодня лишь немногие компании удаленной торговли предоставляют логистическим операторам эксклюзивные права на доставку своих товаров потребителям. Большинство дают покупателю возможность выбирать канал доставки из предложенного списка, который, как правило, включает и Укрпочту.

Особенности услуги

Интернет-магазины, естественно, не единственный корпоративный клиент у грузоперевозчиков. Активно пользуются их услугами дистрибьюторские и торговые компании, сети супермаркетов, компании сетевой торговли, производственные компании, небольшой частный бизнес.

В Украине основное количество грузоперевозок осуществляется по схеме «склад — склад»: клиент отправляет посылку со склада оператора и получатель забирает ее тоже со склада. Курьерская доставка «дверь — дверь» и другие специфические услуги предоставляются за дополнительную плату. Наши клиенты предпочитают пока экономить на подобных удобствах, в то время как в международной практике 99% заказов составляют перевозки именно «дверь — дверь».

В долгосрочной перспективе возможно укрупнение участников рынка экспресс-доставки в Украине, а также, после достижения в национальных масштабах приемлемого уровня развития, выход на рынок крупных международных курьерских компаний, обладающих ресурсами и технологиями. Ценовая политика будет стремиться к установлению практически единого тарифа всеми участниками рынка.

Статьи по теме
Марченко про
Марченко про "транспортний податок": купівля авто під час війни не є критичною потребою

У Мінфіні не бачать проблем ані для авторинку, ані для покупців автомобілів у разі запровадження військового збору у розмірі 15% від вартості транспорту при його першій реєстрації.
31.07 — 363

ЄС ввів санкції проти однієї з найбільших транспортних компаній Росії
ЄС ввів санкції проти однієї з найбільших транспортних компаній Росії

Європейський союз ввів санкції проти однієї з найбільших транспортних компаній Росії. Йдеться про компанію "Трансконтейнер".
29.06 — 344

В Києві скаржаться на кадровий голод у транспорті: кого не вистачає
В Києві скаржаться на кадровий голод у транспорті: кого не вистачає

У "Київпастрансі" дефіцит працівників наближається до позначки 30%.
08.06 — 295