Контракти.ua

36314  —  27.11.07
Все о проблеме пробок в столице
Все о проблеме пробок в столице

По подсчетам Киевской горадминистрации, ежедневно в столице скапливается до 70 заторов и тянучек. Избавить же столицу от автомобильных пробок могут плата за проезд в центр города и $6 млрд.

Виктория Руденко, Елена Шкарпова, Контракты


Причина пробок на киевских дорогах — хаотичная планировка столицы. Киев, как и большинство крупных городов Украины, страдает от асимметрии — административный, деловой и культурный центры сконцентрированы в одной части города на одном берегу Днепра, а спальные районы — на другом.

Другая причина заторов на дорогах — высокие темпы прироста количества автомобилей в крупных городах и низкая пропускная способность украинских дорог. В Киеве, например, с начала года количество зарегистрированных в ГАИ автомобилей увеличилось на 60 тыс. По данным начальника главного управления МЧС Киева Виталия Пшеничного, общее количество машин в Киеве достигает 1,5 млн: 800 тыс. зарегистрированных авто и около 400-500 тыс. транзитных. При этом на дороги в Киеве приходится лишь 2% общей площади города. Для сравнения: в Москве дороги занимают 7% площади города, в Мадриде — 17%, в Лондоне и Нью-Йорке — 20%.

В конце сентября Киевская горадминистрация презентовала комплексную программу «В европейский Киев на европейском транспорте». Программа предполагает масштабное строительство и реконструкцию транспортных развязок, переходов, мостов и введение платы за проезд в разные части города. Одна из целей программы — решить проблему пробок в столице.

 

Москва — Нью-Васюки

Специалисты Московского автодорожного института подсчитали, что один автомобилечас в Москве стоит $5. «Если машина простояла в пробке 1 час, то ущерб ВВП страны составляет $5», — объясняет суть показателя профессор МАДИ Евгений Лобанов. Согласно подсчетам специалистов Национального транспортного университета Украины, киевские автомобилисты ежегодно проводят в пробках по 45 дней. Исходя из московских почасовых экономических потерь, Киев ежегодно теряет на пробках $8 млрд. В быстрорастущем Пекине этот показатель зашкаливает за $35 млрд.

За рубежом с проблемой заторов жители городов столкнулись 15-20 лет назад. Американцы и японцы с пробками боролись с помощью инженерных решений: строительство новых дорог и тоннелей, многоярусных транспортных развязок, паркингов (подземных и на крышах домов). В Нью-Йорке и Токио городская планировка препятствует возникновению дорожных пробок. Ноу-хау Нью-Йорка — квадратные кварталы и система парных односторонних улиц, Токио — многоуровневые (иногда до 5) дороги. Немецкие власти использовали опыт японцев: последние несколько лет мэрии крупных городов перестраивают дороги таким образом, чтобы свести к минимуму количество одноуровневых перекрестков. По мнению Сергея Побываева, cоветника президента Международной академии исследований будущего (РФ), многоярусные дороги — один из наиболее эффективных методов решения проблемы заторов в мегаполисах.

В Вашингтоне движение в часы пик регулируют в первую очередь с помощью реверса — в столице США несколько десятков реверсивных дорог. В Киеве таких дорог всего четыре. Впрочем, работники украинского ГАИ и российского ГИБДД считают: реверсивные полосы не для нашей культуры вождения. «В Киеве и Москве реверсивные полосы — дороги для самоубийц», — сокрушается Побываев. По мнению эксперта, реверсивные полосы не избавят столицу от пробок.

Во многих европейских городах проблему заторов решили за счет зонирования и введения платы за проезд в определенную часть мегаполиса. «Власти делят города на деловые, промышленные и спальные районы, а затем внедряют плату за проезд в ту или иную часть мегаполиса», — объясняет суть метода лидер группы структурных реформ Института экономических и социальных исследований Наталия Сысенко. В Лондоне плата за проезд в центр города действует с 2003 года и составляет $16. На этот проект мэрия столицы Британии израсходовала $400 млн, поддержание системы ежегодно съедает $200 млн бюджетных денег. Впрочем, инвестиции вернулись сторицей — муниципалитет ежегодно получает дополнительно $440 млн, при этом загрузка дорог в Лондоне за последние четыре года снизилась на 25%.

Власти Стокгольма последовали примеру англичан, потратив $400 млн. Количество пробок в столице Швеции за последние три года сократилось в 1,5 раза.

Во многих мегаполисах вместе с системой платы за проезд в центр города развивают сеть общественного транспорта. В Хельсинки, например, после введения непомерно высокой платы за парковку в центре города большинство голубых и белых воротничков добираются на работу исключительно на метро или автобусах.

По мнению специалиста Центра исследований транспортной инфраструктуры (РФ) Дмитрия Иванова, лимит на движение частного транспорта в центре города и развитие общественного транспорта (в первую очередь линий метрополитена, городской железной дороги) — наилучшее решение проблемы заторов. «Пассажирам важно предоставить несколько альтернатив способа передвижения, когда в одну точку города можно попасть несколькими видами транспорта», — говорит эксперт.

В Париже с 2000 года действуют выделенные полосы для автобусов и троллейбусов. По замыслу мэрии выделение привилегированных коридоров для общественного транспорта (огражденных высокими бордюрами) должно устранить основной недостаток автобусов — попадание в пробки.

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) — изобретение стран Юго-Восточной Азии. Южнокорейская Национальная ИТС собирает информацию о потоках машин, обрабатывает ее, а затем передает в радиоэфир, на интернет-порталы и дорожные указатели-табло. Электронные табло отображают ситуацию на дорогах города и указывают водителям, как избежать пробок. Систему используют и для регулировки движения: транспорт подчиняется сигналам «умного» светофора, учитывающего интенсивность движения.

 

Долгая дорога

Киевские власти не раз предпринимали попытки избавить столицу от пробок, но пока лишь на бумаге. В 2000 году была разработана Программа развития городского пассажирского транспорта, однако она так и не была рассмотрена в Киевраде. Та же участь постигла Основы транспортной политики (2002 год). Комплексная схема развития транспорта города Киева на период до 2020 года (разработана в 2005-м) реализуется крайне медленно. Документ предполагал строительство в столице 500 км новых улиц и дорог, 100 транспортных развязок, 3 моста через Днепр и 200 пешеходных переходов. На деле за последние 15 лет в Киеве построили лишь 24 км дорог и 7 транспортных развязок.

В новой программе «В европейский Киев на европейском транспорте», рассчитанной на 4 года, власти Киева сделали упор на развитии дорожно-транспортной сети города — по примеру Парижа и Лондона. Главные объекты реализации программы — строительство Подольско-Воскресенского моста через Днепр, реконструкция Московской и Ленинградской площадей — самых напряженных участков в городе (согласно планам градостроителей, их пропускная способность увеличится в 3 раза), строительство Кольцевой дороги и пр.

Столичные чиновники собираются развивать сеть общественного транспорта по примеру французских и английских градоначальников: создать разветвленную троллейбусную и автобусную сети в центральной части Киева и организовать отдельные полосы для общественного транспорта. Маршрутные такси запретят, вместо них появятся новые автобусы и троллейбусы длиной не менее 12 метров. Сейчас по центру Киева таких автобусов курсирует 71, до 2011-го мэрия планирует закупить еще 54 «длиннометра». «Увеличение общественного транспорта всего на 10% позволяет в два раза ослабить поток частного автотранспорта и разгрузить уличную сеть», — объясняет логику КГГА Оксана Сельска, старший специалист Департамента муниципальной и экологической инфраструктуры Европейского банка реконструкции и развития. По расчетам специалиста, каждый автобус или троллейбус-гармошка «съедает» до 100 легковых автомобилей.

«Сокращение количества маршруток — правильный шаг. Маршрутные такси часто становятся виновниками аварий и пробок на дорогах. А вот развитие автобусной и троллейбусной сетей — ошибка», — не согласна с коллегой Наталия Сысенко. По мнению эксперта, автобусы и троллейбусы — источник заторов в мегаполисах. Если двум видам транспорта выделят отдельные полосы для движения, быстрорастущему парку автомобилей Киева может попросту не хватить дорог. Специалист считает, что столичной мэрии следовало бы развивать сетку метро и трамваев, поскольку они не мешают движению частного автотранспорта.

В рамках программы «В европейский Киев» для подземки обещают закупить 635 новых вагонов и внедрить технологию оплаты проезда на основе бесконтактных карточек. В итоге, по мнению разработчиков документа, пропускная способность киевского метрополитена вырастет на 30-35%.

Проблему нехватки общественного транспорта отчасти решит кредит ЕБРР на сумму EUR100 млн. Киевпастрансу выделят EUR60 млн, деньги обещано на покупку 225 новых троллейбусов и 125 дизельных автобусов. Киевский метрополитен получит EUR40 млн, за эти средства должны быть куплены 15 новых поездов метро.

Другая масштабная инициатива градостроителей — внедрение интеллектуальной транспортной системы (в Украине она называется «Информационная система управления транспортом»). В рамках реализации этой программы старые светофоры заменят на светодиодные табло и «умные» светофоры — до конца 2009 года в городе их появится 726. По расчетам специалистов, ИСУТ позволит увеличить скорость движения на 15-20% и на 10-15% снизить аварийность на киевских дорогах.

Не исключено, что в Киеве станет больше улиц с односторонним движением, особенно в исторической части Киева: по такому принципу передвигается большинство европейских городов. Перевод на одностороннее движение перегруженных улиц Жилянская и Саксаганского в центре столицы пока себя оправдывает.

Однако «умными» светофорами и односторонними улицами проблему не решить, уверен Сергей Катрич, замдиректора «Киевдорсервис»: «Необходимо снизить транспортную нагрузку на центр города — прекратить строительство объектов, притягивающих транспорт (офисных и торговых центров), обеспечить приоритетность общественного транспорта (комфортабельные условия, соблюдение точного графика движения), организовать места парковки». Наталия Сысенко разделяет мнение специалиста и предлагает вместо высокозатратного строительства развязок и новых дорог разделить Киев на зоны и ввести плату за проезд в центральную часть города плюс построить подземные или наземные парковки. Однако революционные меры в планы градоначальников не входят.

Стоимость программы «В европейский Киев» — 19,7 млрд грн. Львиную долю средств (18,2 млрд грн) обещают направить на строительство транспортных развязок, дорог и мостов. Один только Подольско-Воскресенский мост обойдется городу в 5 млрд грн (12 млрд грн — по мнению экспертов), покупка нового подвижного состава городского транспорта стоит 1,5 млрд грн, информационная система управления транспортом — 153 млн грн.

«Денег, предусмотренных программой, явно недостаточно», — считают специалисты независимых экономических центров. Полноценная интеллектуальная транспортная система стоит минимум $50 млн (или 250 млн грн). В целом на реализацию программы, разработанной КГГА, необходимо по меньшей мере $6 млрд, посчитали эксперты Центра исследований транспортной инфраструктуры России. Реализация большинства проектов программы явно отстает от графика. Например, с начала строительства Воскресенского моста в 2004-м освоено лишь 1,7 млрд грн.

Специалисты КГГА надеются, что к 2011 году по столице без заторов смогут передвигаться 1 млн транспортных средств. К тому времени, по прогнозам экспертов отечественного автомобильного рынка, автопарк города составит 2,5 млн машин (с учетом транзита). Похоже, большие проблемы на киевских дорогах только начинаются.

 

Фото: Автообоз


О 18 предназначенных для борьбы с пробками проектах Киевсовета читайте в статье "Что будет с пробками в Киеве?"  

Статьи по теме
Водіям розповіли, коли переходити на зимову гуму, і чи загрожує штраф тим, хто цього не зробить
Водіям розповіли, коли переходити на зимову гуму, і чи загрожує штраф тим, хто цього не зробить

Поки що в Україні немає штрафів, якщо водії продовжують їздити на літній гумі взимку. Однак, українців все ще можуть оштрафувати на 20-40 неоподаткованих мінімумів (а за повторне порушення позбавити прав до півроку) за шини, які не відповідають технічним вимогам.
05.11 — 194

Обмеження на дорогах, бронювання, прикордонний контроль: що зміниться з 1 листопада в Україні
Обмеження на дорогах, бронювання, прикордонний контроль: що зміниться з 1 листопада в Україні

З 1 листопада для українських автомобілістів запровадять нові обмеження швидкості та посилиться контроль на польському кордоні. Також наступного місяця можуть змінитися умови надання "броні" від мобілізації та, вірогідно, набуде чинності закон про підвищення податків.
01.11 — 272

Водіїв попередили про важливі зміни в ПДР з 1 листопада: нові правила діятимуть по всій Україні
Водіїв попередили про важливі зміни в ПДР з 1 листопада: нові правила діятимуть по всій Україні

Правила дорожнього руху з 1 листопада переходять на "зимовий період". На дорогах всіх міст України встановлять обмеження швидкості до 50 км/год.
17.10 — 287