Контракти.ua

Автор: Елена Ковтун —  9785  —  01.08.12
Кто на ниве: почему Украину заполонили иностранные комбайны и тракторы
Кто на ниве: почему Украину заполонили иностранные комбайны и тракторы

Аграрии предпочитают переплачивать, но покупать импортную технику, даже бывшую в употреблении. Только в 2010-м в Украину завезли 1700 зерноуборочных комбайнов, из которых 1100 были б/у.

Фермер просчитали, что кредит на покупку импортной техники взять проще, сами сельхозмашины хотя и дороже, но гораздо эффективнее, а комбайны, стоящие на складах ОАО «Херсонские комбайны»,  давно заржавели из-за отсутствия спроса на них.

Ситуация характерна для всех немногочисленных украинских производств сельхозтехники. К примеру, днепропетровский «Южмаш» в 2010 году продал всего 70 тракторов, хотя еще в середине 1990-х с конвейера сходило около 3 тыс. машин ежегодно. Харьковский тракторный завод профильную продукцию вообще больше не производит.

Cвято место пусто не бывает. Ввиду значительного неудовлетворенного спроса на сельхозмашины в Украине активизировался импорт такого рода продукции — с 2000-го по 2008-й он возрос в 17 раз — с $141 млн до $2,5 млрд. Тенденция роста сохраняется и по сей день (см. «Импорт сельхозтехники в Украину»).

Алексей Грушко, генеральный директор ООО «Агротехника», отмечает, что если говорить о тракторах мощностью от 200 до 500 лошадиных сил, то львиная доля импорта поступает из США и Европы (ТМ John Deere, Holland, Case). Продукции Holland (CNH, США) в Украину в 2008 году ввозилось до 800 единиц в год. John Deere — 350–400 штук. «Европейские тракторы немного уступают по объемам импорта, поскольку их позиционируют иначе — как универсальные транспортные средства. Но ведь и характер сельского хозяйства в Европе другой, где площадь возделываемых земель редко превышает 30–200 га. К примеру, в США — по 2–4 тыс. га. Понятно, что нам ближе американский стиль. Имеет значение и ценовой фактор: когда европейцы покупают трактор, им важно его окупить, а следовательно, максимально загрузить. Но ввиду того что площадь хозяйств сравнительно небольшая, его задействуют и на вспомогательных работах», — комментирует Алексей Грушко.

Несколько иная ситуация с импортными комбайнами. До 2007 года самыми популярными были торговые марки John Deere (США) и Claas (Германия), потом на рынок вышла New Holland (Италия), до сих пор лидирующая по объемам продаж.

В целом доля импортной сельхозтехники на внутреннем рынке Украины составляет на сегодняшний день около 80%. Почему же отечественная техника никому не нужна?

Один в поле — не трактор

Причина первая: сельхозмашин в Украине выпускают крайне мало. К производству агротехники в нашей стране так или иначе причастны 128 предприятий, но конкурентоспособными являются лишь десять из них. Комбайны выпускает единственное предприятие — ОАО «Херсонские комбайны». Завод «Южмаш» собирает тракторы, более чем на 50% состоящие из импортных комплектующих. И дело не в том, что наших нет, а в том, что они очень невысокого качества.

Алексей Грушко полагает, что важным фактором в пользу импорта является как раз отсутствие техники высокой мощности. «За последний год было произведено не более 100 зерноуборочных единиц. А если говорить о тракторах класса от 200 лошадиных сил, то однозначно их было в разы меньше», — констатирует эксперт.

Скромные объемы производства объясняются вовсе не тем, что мы не хотим этого делать, а скорее тем, что не знаем как. «Дело в том, что отечественное машиностроение очень привязано к спросу. А его фактически до недавнего времени не было, поскольку у нас не развивалось сельское хозяйство. Лишь с 2005 года, когда в Украине стали появляться крупные сельскохозяйственные холдинги, возник и спрос на эффективные сельхозмашины», — объясняет Таисия Шепетко, старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital.

Дорого и ласково

Эксперты считают, что предпочесть импортную технику отечественной аграриев вынуждают невысокие характеристики последней. Зарубежные машины дороже, чем украинские, но в работе показывают себя лучше. «Крупные агрохолдинги заинтересованы в более эффективной технике. Они могут купить дорогую импортную дисковую борону шириной 30 метров, но в итоге экономят, поскольку с ней сокращается количество проходов по полю, а значит, сроки выполнения задачи и сроки полевых посевов, а также расход топлива. Наша техника редко бывает таких размеров, поэтому с ней нужно делать три прохода по полю там, где импортная пройдет один раз. И что немаловажно, сам трактор, на который вы навешиваете разного рода агрегаты, такие как борона, должен быть очень мощным», — считает Николай Верницкий, директор консалтинговой компании «Про-Агро». А таких в Украине не производят.

Госпрограммы компенсации, когда 70% платит фермер, а 30% – государство, не работают

Как правило, на сельхозпредприятиях есть агроном, перед которым стоит задача подготовить почву под посев. Он может вырастить культуру и с помощью дедовских методов. Но сделать для этого нужно десять разных операций. А новые технологии ведут к тому, что две-три операции теперь можно совместить в одном агрегате. Следовательно, достигается реальная экономия времени, денег и человеческого ресурса. «Отечественная дисковая борона в час может обработать 1,5 га почвы, а импортная — 8–10 га. Все это говорит в пользу импорта. Ведь сельское хозяйство — это сроки. Если ты потерял два дня, то можешь в будущем лишиться значительной части урожая», — уверен Алексей Грушко.

Серьезный момент — сервисное обслуживание. Наши производители ни качеством, ни скоростью сервиса похвастаться не могут: комплектующие можно ждать от двух дней до нескольких недель. Такое промедление во время полевых работ чревато потерей урожая. Сервисные центры у импортной техники работают на порядок лучше и оперативнее.

Последняя, но не менее важная причина покупать импортное, — особенности механизмов кредитования. Зачастую украинские финучреждения дают кредиты только при условии, что будет приобретена техника строго определенных зарубежных марок, которые банк гарантированно сможет реализовать, если возникнут проблемы с выплатой займа. «Поэтому очень часто импортные машины покупаются только потому, что на них дают деньги. А программы государственной компенсации, когда 70% платит фермер, а 30% компенсирует государство, не работают. Ведь банки не дадут вам эти 70% в кредит, если будут знать, что вы намерены купить отечественное», — прокомментировал Николай Верницкий.

Аграрии также сетуют, что даже если дело доходит до возмещения 30% стоимости техники, то, как правило, речь идет о выделении на область не более 3–5 млн грн, притом что один зерноуборочный комбайн стоит 1,5–2 млн грн. «Разумеется, процент сельхозпроизводителей, которые попадают под эту программу, крайне низкий», — отмечает Алексей Грушко.

Инвестиции в прочность

Эксперты склонны полагать, что нынешнее положение вещей устраивает всех, кроме производителей сельхозмашин. Не способствовали улучшению их жизни ни многолетняя государственная поддержка украинского сельхозмашиностроения, ни частичная компенсация стоимости техники отечественного производства, которую осуществляет ПАО «Украгролизинг». Поэтому сегодня для защиты украинского производителя агротехники в Госагентстве по корпоративным правам лоббируют идею о введении 35%-ных ввозных пошлин на всю технику старше трех лет. Тем не менее все эксперты единодушно высказываются в пользу того, что ни к чему хорошему ограничение импорта не приведет.

В 2012 году Украину ждет 10–15%-ное увеличение импорта с/х техники

В Минприроды считают, что «подтягивать» отечественного производителя необходимо путем внедрения в производство инновационных технологий, но это требует инвестиций. «При этом нужно понимать, что какие бы то ни были инвестиции окупятся не ранее чем через пять лет», — полагает Тарас Высоцкий, эксперт по аграрным рынкам ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса».

Заполучить инновационные технологии и разного рода ноу-хау, которых в Украине нет, можно было бы путем создания совместных предприятий: комплектующие поставляются зарубежными заводами-партнерами, а сборка происходит в Украине. На площадях ОАО «Харьковский тракторный завод» начата лицензионная сборка тракторов «Беларус» производства РУП «Минский тракторный завод». Николай Верницкий уверен, что со временем часть комплектующих будет производиться в Украине. «Пока самое элементарное. В целом я считаю, что если производство самих движущих агрегатов мы не сможем наладить и еще очень долго будем их импортировать, то производство навесных устройств — вполне. И с этого надо начинать», — размышляет он.

Эксперты склоняются к тому, что в 2012 году Украину ждет незначительное увеличение импорта — на 10–15%. В долгосрочной перспективе ситуация не будет меняться. Дело в том, что прибыльность сельского хозяйства сегодня чрезвычайно высока. И пока она будет на таком уровне, ситуация с отечественным сельхозмашиностроением будет устраивать всех. В ближайшие пять лет прибыльность сельского хозяйства также прогнозируется достаточно высокой. Поэтому затраты на покупку импортной техники будут с лихвой покрываться.

Статьи по теме
Близько 70 підприємств залучені у виробництві бронетранспортерів БТР-4Е
Близько 70 підприємств залучені у виробництві бронетранспортерів БТР-4Е

Всі знають, що БТР-4 виробляється Харківським конструкторським бюро машинобудування (ХКБМ), проте реально у виробництві задіяно близько сотні різних, як державних, так і приватних підприємств.
24.10.21 — 1577

Урожай зерновых в Украине в этом году уже превысил исторический максимум 2016 года
Урожай зерновых в Украине в этом году уже превысил исторический максимум 2016 года

По итогам обмолота 96% площадей, урожай зерновых уже превысил 66 млн тонн - это больше, чем самый высокий показатель 2016 года.
20.11.18 — 2422

Киевский завод представил экспериментальный корпус БТР-3ДА
Киевский завод представил экспериментальный корпус БТР-3ДА

Корпус выполнен из бронированной стали производства одной из стран НАТО.  
16.11.18 — 3583