Съезд Объединенной оппозиции стал шоком для «старой гвардии» «Батькивщины». Основатели партии и люди Тимошенко остались за бортом.
Место проведения съезда Объединенной оппозиции, намеченного на 30 июля, переиграли в последний момент резко и кардинально: огромный павильон МВЦ, на Левобережке, куда обычно «белосердечные» нагоняли несколько тысяч делегатов, заменили на тесный дворик собственного офиса «Батькивщины» на Туровской, 13. Начали - чуть свет: не в 11, как было объявлено еще в пятницу, а в 8 утра.
С виду могло показаться, что оппозиционеры просто хотят успеть на внеочередное заседание парламента, назначенное на 10 утра. Но когда обнародовали избирательный список, в проходные места которого не попали корифеи партии Тимошенко, стало понятно: хотели минимизировать масштабы предстоящего скандала.
Для понимания, место в списке – это своеобразное выражение уважения и оценка заслуг кандидата перед партией. По мажоритарным округам идти особо никому не хочется – как ни крути, бороться с админресурсом на местах, даже при высоком личном рейтинге, очень не просто. Два из пяти мест первой пятерки списка досталось чисто номинально заключенным Юлии Тимошенко и Юрию Луценко. Еще три разделили между собой Арсений Яценюк, Анатолий Гриценко и Александр Турчинов.
Старикам указали на дверь
В 10 утра, после окончания съезда, действующие депутаты-оппозиционеры пришли в парламент как в воду опущенные. Особенно грустно было смотреть на «старую гвардию» - тех, кто стоял у истоков создания партии «Батькивщина», у истоков независимости Украины, а сегодня оказались ненужными.
Стояли в кружочке, чесали затылок, подбадривали друг-друга и натягивали искусственные улыбки Виктор Терен-Таран, Владимир Яворивский, Владимир Филенко, Олег Билорус, Евгений Кирильчук, Юрий Гнаткевич. Помнится, последний, 72-летний нардеп, как-то рассказывал, что не так давно экс-коллега Олег Ляшко агитировал его вступить в свою Радикальную партию, предупреждал, что в новый список Тимошенко возьмет только «молодых и спортивных», кто в состоянии драться и блокировать трибуну, ведь со стариков толку мало. Ляшко как в воду глядел: в проходную часть списка взяли преимущественно молодых. А тому же Гнаткевичу досталось только 172-ое место. Сами же бютовцы говорят, что получат, в лучшем случае, 70-80 мест по пропорциональной системе. То есть, все, кто ниже 80-го места в списке – скорее всего, в парламент не попадут. Тот же Андрей Шкиль – символ патриотизма и борьбы с антиукраинским режимом, оказался на грани – у него 87-ое место.
Узнав о своем непроходном месте, Владимир Филенко – один из четырех полевых командиров Майдана, нардеп четырех созывов - вовсе отказался идти в депутаты – ни по округу, ни по списку. По слухам, его партия ПРП, входившая в БЮТ, квоты в списке Объединенной оппозиции не получила, а ее лидеры, тот же Сергей Соболев (8), Остап Семерак (76), Елена Кондратюк (60), договаривались о местах в индивидуальном порядке.
«Лучше я скажу внукам, что не баллотировался в депутаты, чем скажу, что баллотировался и проиграл», - рассуждает Филенко. На вопрос, обижается ли он на руководство – отвечает с широкой улыбкой: «На обиженных воду возят».
Писатель Терен-Таран – также не удостоился чести попасть в список. «Я пойду по округу в Кременчуге и сумею там победить!», - храбрился Терен-Таран. Но что делать на востоке Украины украиноязычному нардепу, окучивающему много лет округ на Ивано-Франковщине - не понятно. Впрочем, выбирать ему явно не приходилось.
То же самое можно сказать и о еще одном ярком «лице» «Батькивщины» Владимире Яворивском. По слухам, ему также светило непроходное «сто-какое-то» место, которое ему с трудом удалось «выменять» на мажоритарный округ – Яворивский будет баллотироваться в Деснянском районе Киева.
Еще одного из ярких спикеров БЮТа Сергея Мищенко нельзя отнести к «старой гвардии», тем не менее, его также поместили лишь на 142-е место. «Что? И Мищенко бортонули? – Виктор Терен-Таран узнал об этом от корреспондента Контрактов и очень удивился. – Ну, тогда я уже не знаю…»
Сам Мищенко не скрывал своей обиды от решения руководства. Не долго горюя, он вышел из фракции БЮТ и объявил о том, что открыт к переговорам с любой политической силой, кроме Партии регионов. Если никого его кандидатура не заинтересует – пойдет как самовыдвиженец-мажоритарщик. Его примеру последовал и Вадим Коротюк, также написавший заявление о выходе из фракции.
К Тимошенко перестанут ездить?
Примечательно, что на следующий день после этого судьбоносного съезда назначено очередное заседание суда по делу экс-премьера Юлии Тимошенко. Если раньше на суд ездило несколько десятков бютовцев, которые (за места в списке) готовы были ночевать под стенами больницы и колонии, вступать в стычки с милицией, то теперь, как за глаза прогнозируют многие «бортонутые», будут ездить лишь единицы.
На вопрос, поедет ли на завтрашний суд Владимир Филенко, нардеп ответил: «Конечно. А что поменялось? Это ведь разные вещи». А вот ответ Сергея Мищенко был более уклончивым: «Я жду заявления от Тимошенко. Не только по мне, но и по тем людям, которые оказались за гранью прохождения – Шишкина, Шкиля, Костенко, Билоруса и других… Это около 50-60 человек. Там в списке всего 20 человек из сегодняшних депутатов». Мищенко продолжает надеяться, что объявленный список – это недоразумение, и был составлен без ведома пусть и заключенного, но все же лидера.