Киев – город недостроев и долгостроев. Увы, так было всегда. И при царях, и при большевиках. И также «доставало» киевлян предшествующих эпох. Владимирский собор и памятник Богдану Хмельницкому, «замок Ричарда» и ЦУМ – все это примеры построек, возводившихся «мучительно больно». В нашей новой прогулке по столице мы углубимся в историю киевских строительных скандалов.
Современные стройки кажутся нам самыми важными, самыми скандальными, самыми вредоносными. Но в конце ХІХ столетия массовым строительством доходных домов, напрочь уничтожившим одно-двухэтажную застройку городского центра, киевляне тоже были очень недовольны. «Новые вычурные коробки, увешанные амурами, химерами и прочими атрибутами мещанской роскоши разбогатевших нуворишей, портят лик священного старого Киева», - пламенно писали тогда защитники столичной старины. Сейчас эти амуры и химеры гибнут под тяжелой поступью новых нуворишей, и нам кажется, что мы теряем город. Да, мы его теряем, но кто знает, что напишут о том же элитном комплексе «Воздвиженка» или о стройке над метро «Театральная» через столетие. Пока что давайте пройдемся (или проедем) по тем местам, где десятками лет высились и высятся до сих пор скандальные стройки столицы.
Наш маршрут мы начнем от Европейской площади - непосредственно с центральной магистрали Киева.
Крещатик, 5 и Грушевского, 4б (2002 – наше время)
В начале Крещатика, под номером 5, сразу за боковым фасадом отеля «Днепр», находится неуютный, огороженный традиционным зеленым забором, пустырь. Еще 10 лет назад там стояло примечательное здание, выдававшееся за линию послевоенной застройки, обозначая тем самым ширину улицы до пожаров 1941 года. Это был отель «Столичный» - единственный сохранившийся на Крещатике дом 1920-х годов, образчик стиля конструктивизм. Он пережил разрушение Крещатика в военные годы - с тем, чтобы пасть жертвой амбициозного строительного проекта нашей эпохи. Проекта, который пока не состоялся, но, как Дамоклов меч, нависает не только над Крещатиком, но и над всем городским центром, учитывая предполагаемую высоту объекта, который может здесь появиться.
Речь идет о гигантском небоскребе – офисно-гостиничном комплексе, проект которого разрабатывается с 2003 года. В 2007 году, при Леониде Червновецком, было даже принято решение научно-технического совета Минрегионстроя, согласно которому строительство гигантской башни на этом участке было признано «экспериментальным». В 2009-м это решение было признано недействительным – со ссылкой на Генплан города, где предельная высота сооружений в городском центре не должна превышать 27 м. С учетом того, что десятки зданий в центре эту «несерьезную» норму благополучно игнорируют, речь, вероятнее всего, идет не столько о принципиальности чиновников, сколько о борьбе за «вкусный» участок.
Если бы проект 2007 года был реализован, то на Крещатике, 5, появилась бы помпезная башня в 160 м высотой, с четырьмя подземными уровнями, на двух из которых расположился бы торговый центр. В небоскребе площадью 180 тыс. кв. м предполагалось разместить офисы класса люкс, пятизвездочную гостиницу почти на 200 номеров и более 40 апартаментов. Все это должно называться European Plaza Kiev. Мало того – первоначальный проект высотой в 130 м был увеличен до 160-ти, ибо иначе «невыгодно инвестору». Кто же этот инвестор, проект которого поможет окончательно похоронить панораму столичного центра?
Территория на Крещатике, 5, принадлежит компании «Грааль», подконтрольной бизнесмену Михаилу Табачнику, брату Дмитрия Табачника. «Граалю» в 2007 г. и был продан здешний участок – за 8,7 млн грн. С учетом стоимости квадратного метра в самом центре Киева, цена – смешная. Но «Грааль» оперативно расчистил территорию, а заодно и запланировал ликвидировать дома в глубине квартала на соседнем участке, по Грушевского, 4б – последние остатки старой застройки внутренних территорий за Крещатиком, напоминающие о довоенных временах.
Зашедших под арку гостиницы «Днепр» со стороны улицы Грушевского может ожидать сюрприз – увидеть в фешенебельном центре города такие задворки просто удивительно. Тем не менее, пока что здешние дворики – одно из культовых мест Киева. Во внутреннем дворе по этому адресу проходят различные перформансы и акции искусства, он оформлен в стиле «стрит-арта». Сам дом, 1883 года постройки, сознательно доведен до аварийного состояния. Пока что строительство на этом участке не ведется, но с учетом возведения 140-метрового небоскреба на Кловском спуске, уже уничтожившего панораму правого берега города, и с учетом того, кто стоит за фигурой владельца территории, нужно только удивляться тому, что строительство скандальной высотки, которая «примнет» и участок по Грушевского, 4б, еще не стартовало.
«Дом Славянского» (1891-1897)
Эта территория знавала и еще одно скандальное строительство – в дореволюционные времена. На участке по Крещатику, 1, на месте гостиницы «Днепр», в конце ХІХ века было запланировано построить концертный зал на 5 тысяч мест – самый большой в Европе. Инициатором грандиозного проекта выступил дирижер и певец Агренев-Славянский (вторую часть фамилии он взял себе специально, будучи поклонником песенного творчества славянских народов). Однако удалось возвести только фасадные стены – у заказчика окончились средства. Потому проект концертного зала не состоялся, однако здание все-таки было достроено, причем в нем стало целых три концертных зала, по 800 мест. Однако и это не было концом приключений дома на Крещатике, 1. В середине 1930-х его радикально перестроили в Дом обороны, открывшийся в январе 1937 года. Строгая «сталинская шинель» этого здания запечатлена на многочисленных фотографиях предвоенных лет. В сентябре 1941 года Дом обороны был сожжен во время пожара Крещатика, и в 1960-х на его месте появилась гостиница «Днепр».
ЦУМ (1932-1939)
Следующий интересный для нас объект – скандальный долгострой советского времени, а точнее, предвоенных времен. Это ЦУМ.
Здание на углу Крещатика и улиц Богдана Хмельницкого (тогда - Ленина) начало строиться еще в 1932-м, до переноса столицы Украины в Киев из Харькова. Проект Дома книги - а именно он должен был появиться на этом месте - был создан украинским архитектором Николаем Холостенко в стиле конструктивизма. Однако уже через год этот стиль этот был заклеймен на всесоюзном уровне и лично вождем всех народов Сталиным как формалистический. С такой аргументацией было трудно спорить, и потому здание «репрессировали» - в прямом смысле слова: возведенную до уровня второго этажа постройку разобрали, дабы начать строительство уже в новых формах – раннего сталинского классицизма.
Вместо Дома книги решено было строить центральный универсальный магазин новой столицы второй по важности республики Союза. Новый проект был разработан московскими архитекторами в 1935-м. Но снова возникла проблема, уже иного рода. Оказалось, что снести сравнительно ряд небольших домов на соседних участках невозможно из-за ведомственного несогласования. По этой причине крыло ЦУМА, выходящее на Крещатик, сделали более коротким.
ЦУМ был сооружен к 1939 году, и чудом устоял во время тотального разрушения Крещатика. В конце 1950-х его расширили и перестроили, что заметно по нынешней форме здания, и особенно по его верхним этажам. При этом его все-таки расширили со стороны Крещатика, так как все здания, мешавшие десятилетием ранее этому расширению, были разрушены войной.
От ЦУМа в перспективе видны еще две скандальные стройки Киева – недавно законченная внешне стройка над метро «Театральная» по адресу Богдана Хмельницкого, 7, и бизнес-центр «Леонардо», сооруженный на углу с улицей Владимирской. Остановимся на первой из них.
Улица Богдана Хмельницкого, 7 (2005-2012)
Строительство здания над куполом метро «Театральная» стало возможным с 2003 года, когда этот участок был отдан в аренду ООО «Альянс-Центр». В 2006 году, после первых протестных акций, стройку притормозили. Начался судебный процесс, который «Альянс-Центр» выиграл. После этого Киевсовет продал участок «Альянс-Центру» уже в собственность, и осенью 2008 года, несмотря на грохнувший кризис, начались основные строительные работы – прямо над куполом станции метро. В результате под соседним домом повысился объем грунтовых вод, да и задняя стена нового здания навсегда загородила окна тамошним жильцам.
Почти сразу противники стройки заявили, что за ней стоит Вагиф Алиев – партнер Дмитрия Фирташа по ряду иных объектов, в том числе по сооружениям Бессарабского квартала. Стройка продолжалась, то затихая, то снова убыстряясь, в течение 2009-2012 годов. Несмотря на обещания Александра Попова и предписания остановить строительство, оно было благополучно завершено к концу весны этого года. Правда, теперь в нем должен, вроде бы, разместиться не торгово-офисный центр, а музей истории Киева, лишенный своего помещения с 2004 года. Алиев и его партнер Вадим Столар подарили здание городу, как заявил Александр Попов. Музейщики таким подарком судьбы не очень довольны – им нужно в три раза больше помещений, но, похоже, уже морально готовы к переезду. Музей в скандальном здании должен открыться в августе 2012 года.
Если же продолжать от ЦУМа движение по Крещатику вперед, то будут хорошо видны башенки и строения «Бессарабского квартала» в конце улицы. Впрочем, это, привычное старым киевлянам, название все более вытесняется новыми. Теперь это место знают как «Пинчук Арт-центр», «Мандарин-плаза» либо «Арена-сити». Все эти названия относятся к обширному внутриквартальному пространству, спроектированному французским архитектором Киамбареттой. А ведь еще в недавнем прошлом это был самый заметный и скандальный долгострой 1980-1990-х.
Бессарабский квартал (1984-2005)
Первоначально квартал был застроен в 1892-1901 годах комплексом доходных домов с дорогими квартирами, первоклассными гостиницами «Орион» и «Берлин», а также многочисленными магазинами. Это был второй, наряду с «киевским Парижем» на нынешних улицах Городецкого и Заньковецкой, район роскошной застройки в стиле модерн. После революции роскошь из квартала начала постепенно исчезать – по вполне понятным причинам: в нем разместились коммуналки, медицинские учреждения, студенческие общежития, квартиры рабочих «Ленкузницы», мелкие магазинчики и столовые. В 1986 году дома, пришедшие в ветхое состояние, начали расселять. И сразу же возник вопрос – а что делать с кварталом: сохранять ли хотя бы внешние стены зданий, или строить что-то совсем новое?
Уже первый проект, разработанный в 1980-х мастерской Януша Вига, предусматривал строительство трех высотных зданий по углам квартала. Заказчиком выступила австрийская фирма «Макулан», однако вскоре она обанкротилась. Почти все 1990-е квартал стоял пустым, дойдя до тотальной степени разрушения. К концу десятилетия износ несущих конструкций стен составлял от 41 до 95%. Одна из стен дворового фасада упала, да и остальные стены находились далеко не в лучшем состоянии: ширина раскрытия трещин составляла до 4 см, фундаменты замокали.
В 1997 г. на него вновь обратили внимание. Вначале на территорию претендовала компания Daewoo, намеревавшаяся соорудить тут 40-этажный небоскреб, затем с подобным же проектом носилась израильская фирма Zeevi Group. Ни у корейцев, ни у израильтян дело тоже как-то не заладилось. Что и к лучшему – они так и не построили на руинах квартала небоскребы.
И только в 2000 году в дело вступили городские власти. Конечно, при участии большого количества влиятельных частных инвесторов. В результате получился проект, достойный городского центра, причем были не только восстановлены фасады основных зданий квартала, но и демонтированы надстроенные на одном из них этажи, появившиеся в 1930-х.
Квартал сдавали частями. Первым стал торгово-офисный центр «Мандарин-плаза», открытый в апреле 2003-го. Затем открылся ТЦ «Доминант», а в августе 2005-го – торгово-развлекательный комплекс «Арена-Сити».
Теперь проследуем по бульвару Шевченко. И окунемся во времена более далекие - в середину ХІХ века. Нас ждет Владимирский собор – самый известный киевский долгострой царского времени. Он строился 20 лет, а если вести отсчет с момента решения о строительстве (1853 год) до момента освящения храма (1896-й), то прошло 43 года.
Владимирский собор (1862-1882)
Первый проект храма был куда более величествен, чем нынешнее сооружение. Ведь он изначально планировался как новый кафедральный собор имперского Киева – столицы всего Юго-Западного края, как тогда именовалась Украина на казенном бюрократическом языке. Но строиться он все равно должен был на пожертвования, а их сбору помешала Крымская война. В итоге проект пересмотрели. Новый архитектор – Спарро – изменил традиционную крестовидную планировку храма, и оставил только 7 из первоначальных 13 куполов. Высота здания также уменьшилась. Надзор за строительством поручили архитектору Александру Беретти, который опять внес изменения в проект. При той же высоте и – главное – тех же, уменьшенных, расходах – собор должен был стать более чем в три раза объемнее. Под руководством Беретти закладка собора состоялась летом 1862 года. С того времени и пошел отсчет этого фундаментального долгостроя.
Уже в 1866 году в выстроенном до куполов соборе появились трещины: поперечные арки не выдерживали тяжесть конструкции. Беретти отстранили от работы, обвинив в неправильных математических расчетах на этапе планирования. Стройка застыла: девять лет за явно провальный проект браться никто не хотел. В 1875 году недострой, напоминавший руины византийских соборов, изволил узреть император Александр ІІ. Государю такое непотребство не понравилось, и вскоре деньги в госбюджете нашлись. Новые инженерные расчеты сделал петербургский профессор Беренгард. По его проекту здание и получило контрфорсы – боковые выступы, ныне придающие собору неповторимый облик.
Стройку принял под свое начало архитектор Владимир Николаев – будущий мэтр киевского зодчества и один из самых плодовитых архитекторов в истории Киева. Под его руководством собор закончили к 1882 году – к 20-летию с момента закладки. Но живописные работы в храме продолжались еще 14 лет, под руководством Виктора Васнецова, и при участии молодых Михаила Нестерова, Михаила Врубеля и целой плеяды украинских живописцев. В итоге, освящение собора состоялось только в августе 1896 г. – в присутствии уже четвертого за историю строительства императора – Николая ІІ.
От Владимирского собора мы снова выходим на улицу Богдана Хмельницкого, и направляемся в ее дальний край, по возрастающей нумерации. Возле «дома писателей» («дома РОЛИТ»), что под номером 68, сворачиваем направо, и, минуя сквер возле здания МЧС, оказываемся на улице Олеся Гончара. Здесь довольно много новых сооружений последних лет, однако они в большинстве своем аккуратно стилизованы под старину. Нас же интересует объект несколькими кварталами ниже. Это – одна из самых «горячих» строительных точек на современной карте Киева.
Жилой комплекс Fresco Sofia (2008 – наше время)
Данный жилой комплекс возводится по адресу Олеся Гончара, 17-23. Главный спорный момент этого строительства – этажность здания, возводимого в буферной зоне Софийского собора, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По проекту, планируется 10 этажей – примерно на 40 метров высоты, что в этом месте совершенно недопустимо.
Застройщик – ООО «Инвестиционно-строительная группа» упорно возводит здание с 2008 года, не обращая внимания на неоднократные решения судов о запрете строительства. Мало того – в 2010 году застройщик сам подал в суд на местных жителей, пытавшихся помешать строительству. Помимо обвинения в хулиганстве, «Инвестиционно-строительная группа» просила суд признать ее законное право строить по указанному адресу. Суд отказал в удовлетворении иска.
23 апреля 2012 года Хозсуд Киева и вовсе отменил решение Киевского горсовета о предоставлении «Инвестиционно-строительной группе» этого земельного участка, а равно и документы, удостоверяющие права на землю. Но строительство все никак не остановится. Вероятно, за «Инвестиционно-строительной группой» стоят влиятельные люди, которые и не дают стройке заглохнуть.
От скандальной стройки на Гончара выходим по улице Стрелецкой к Львовской площади. Здесь находится своеобразный «рекордсмен» - самый длительный долгострой Киева за всю его историю.
Корпус театрального института (1976 – наше время)
Корпус театрального института им. Карпенко-Карого начал строиться еще в 1976 году! Почти 40 лет – огромный срок для объекта не столь значимого, как, например, соборы где-нибудь в Кельне или Барселоне. История недостроенного корпуса началась еще летом 1973 года, а в 1976-м был разработан оригинальный проект развязки Львовской площади, в ансамбль которой и должно было войти здание. Площадь предполагалось сделать двухуровневой: автомобильные потоки опустить на первый уровень, а тротуары соединить пологими пандусами. Были даже предусмотрены пешеходные мостики из одного здания в другое. Но строительство безбожно затянулось, и все 1980-е пребывало в состоянии долгостроя. С развалом Союза стройка окончательно затормозилась. С тех пор долгострой на Львовской не раз выставлялся на аукционы. В 2004-м вроде бы определился победитель – компания «Зубр», но и на этот раз реконструкция не сдвинулась с места. Так и стоит поныне старейший киевский долгострой, ожидая то ли своей собственной судьбы, то ли проекта очередной реконструкции уже всей площади, как это планировалось в 1970-х годах.
Памятен старым киевлянам и долгострой Дома торговли, сооружавшийся на Львовской площади с 1968 по 1981 годы. Гигантское здание высотой почти в 94 м, стало весьма спорной доминантой Киева, навсегда вторгшись в панораму его холмов. Оно стало предшественником всех нынешних небоскребов, «разукрасивших» киевский пейзаж в последние десятилетия. Ныне в нем располагается государственная налоговая служба, так что позитивной репутации это обстоятельство зданию не прибавляет.
Продолжение читайте здесь
Фото Дмитрия Дятлова