Контракти.ua

Автор: Елена Ковтун —  3911  —  25.07.12
Битва за монополию: кто победит в войне металлургов, энергетиков и ферросплавщиков
Битва за монополию: кто победит в войне металлургов, энергетиков и ферросплавщиков

Производители ферросплавов оказались едва ли не на грани вымирания из-за засилья импортной продукции и нежелания властей «помочь» им в виде льгот на электроэнергию. Впрочем, их оппоненты уверены, что незавидное положение ферросплавщиков ими же и спровоцировано.

В связи с возможной остановкой Стахановского ферросплавного завода - одного из пяти предприятий, которые дают жителям Стаханова работу и наполняют бюджет, около 2000 тыс. стахановцев могут остаться без работы. В современных украинских реалиях ситуация могла бы показаться рядовой, если бы ферросплавное производство на Луганщине было бы единственным, оказавшимся под угрозой остановки. Однако в такой ситуации сегодня большинство украинских ферросплавных заводов. Производители утверждают, что они оказались едва ли не на грани вымирания из-за засилья импортной продукции и от нежелания властей «помочь» им в виде льгот на электроэнергию. Однако независимые эксперты, наряду с основными потребителями ферросплавов – металлургическими предприятиями, уверены, что незавидное положение ферросплавщиков ими же и спровоцировано. При этом последние добиваются возврата монопольного положения на рынке и, следовательно, получить возможность устанавливать свои «правила игры» в виде цен на свою продукцию.

Письма счастья

22 июня Украинская ассоциация производителей ферросплавной продукции (УкрФА) обратилась к Кабинету министров с просьбой предоставить в Минэкономики данные об агрессивном росте импорта ферросплавов в Украину и способствовать введению корректной статистики относительно экспорта ферросплавов из страны. В УкрФА считают, что некорректные статистические данные, касающиеся экспорта ферросплавов, негативно влияют на решение вопроса о введении специального расследования относительно агрессивного импорта ферросплавной продукции в Украину.

Данное заявление – далеко не первое в череде жалоб и тяжб украинских производителей железных сплавов. Так, еще в октябре 2012 года УкрФА потребовала у Министерства экономического развития и торговли Украины возбудить спецрасследование из-за того, что на фоне сокращения производства ферросплавов в Украине начал расти их импорт. Но Министерство решило его не проводить. Позже Ассоциация стала оспаривать это решение в суде, однако судебная тяжба была проиграна. 12 июня нынешнего года УкрФА направила письмо в Межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ) с просьбой открыть специальное расследование агрессивного импорта ферросиликомарганца в Украину.

Аналогичное письмо было направлено президенту Украины Виктору Януковичу. В нем производители призывают уделить должное внимание судьбе градообразующих предприятий-флагманов украинской ферросплавной отрасли и принять все необходимые меры для прекращения нанесения значительного вреда национальному товаропроизводителю Украины, вследствие возрастающего массового импорта в 2011 г. (см. таблицу 1 и 2).

В сегодняшней ситуации ферросплавщики вынуждены останавливать производственные мощности и сокращать работников. Так, на Запорожском заводе ферросплавов уже сокращено 1400 человек. В Луганской области под угрозой остановки и сокращений находятся Стахановский ферросплавный завод и ООО «Экологическая инициатива», поставлявшее продукцию Алчевскому меткомбинату и Днепровскому меткомбинату им. Дзержинского. И эксперты склонны полагать, что продолжение экспансии импорта на ферросплавный рынок Украины может привести к остановке всех ферросплавных заводов и их последующему закрытию. Как отметил начальник аналитического департамента UFC Capital Владимир Ланда, все три основных завода теряют рынки, снижают объемы производства и несут огромные убытки. В 2011 г. Никопольский завод ферросплавов получил 2,8 млрд грн убытка, Запорожский завод ферросплавов – 759 млн грн, Стахановский завод ферросплавов – 235 млн грн.

Своя рубашка к телу ближе, но дороже

Причина, по которой украинские меткомбинаты предпочитают закупать заморское «железо» весьма банальна – ценовая политика отечественных производителей. Так, за два года, с 2007 по 2008, цена на ферросиликомарганец увеличилась едва ли не в два раза (см. таблицу 3). Эксперты утверждают, что на украинском рынке Никопольский, Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы реализуют свою продукцию значительно дороже, чем за рубежом. Так, ферросиликомарганец отечественного производства до последнего времени обходился металлургическим заводам Украины по цене, превышающей $1500. А в Турции его цена была едва ли не на четверть меньше.

Возможность сформировать такую цену появилась ввиду монополизации рынка украинскими ферросплавными производителями. Напомним, в Украине ферросплавы производят Никопольский завод (мощность - более чем в 650 тыс. тонн); Запорожский (больше чем 200 тыс. тонн), и Стахановский – (150 тыс. тонн). Они перерабатывают сырье Ордженикидзевского, Марганецкого и нескольких зарубежных ГОКов - Palmary Enterprises, Consolidated Minerals, Ghana Manganese Company, Nsuta Gold Mining, «Чиатурмарганец». Все эти ферросплавные предприятия входят в группу «Приват» Игоря Коломойского.

В 2007 – 2009 году доля продукции вышеуказанных ферросплавных предприятий на украинском рынке составляла от 75% до почти 100%. Поэтому, ввиду отсутствия альтернативы, украинские металлурги были поставлены перед простым выбором – либо «скупаться» по цене, которую они считали завышенной, либо остаться без ферросплавов вообще. После безрезультатных переговоров металлурги уличили ферросплавщиков в создании монополистского положения и решили пойти другим путем - нарастить импорт более выгодной в ценовом плане ферросплавной продукции из-за рубежа. На смену «приватным» ферросплавам пришли импортеры из Македонии, Южной Кореи, Индии, Франции, ЮАР, Бахрейна, Тайвани, Новой Зеландии, Мексики. Которые, помимо более низкой цены, предлагают украинским потребителям более гибкие условия, в том числе - отсрочку платежей. Впрочем, как отметил Владимир Ланда, взвинчивание заводами группы «Приват» цен на ферросплавы хоть и вынудило украинских потребителей искать импортные заменители, но при этом, с учётом стоимости транспортировки, экономию потребителей нельзя назвать существенной.

На сегодняшний день все большее количество сталелитейных предприятий задумываются о переходе на импортное сырье и весьма негативно оценивают возможность ограничения импорта. Позиция понятна - ограничение ввоза могло привести к монополизации рынка предприятиями, интересы которых представляет УкрФА. По мнению аналитика ИК Dragon Capital Александра Макарова, ограничения позволили бы группе «Приват» диктовать свои условия металлургам, как это уже было в 2007-2009 годах. «Вполне объяснимо, что украинские металлурги не заинтересованы в ограничении импорта. Они хотят свободной конкуренции и возможности выбирать. И на этой почве возникает конфликт. «На сегодняшний день власть благоволит больше металлургам, нежели ферросплавным производителям», - констатирует старший аналитик инвестгруппы «Арт Капитал» Дмитрий Ленда.

Металлурги также не исключают, что ценообразование украинских производителей ферросплавов может стать предметом разбирательств в Антимонопольном комитете. Впрочем, последних это пока не смущает. «Не единожды металлурги обращались в Антимонопольный комитет по поводу ситуации с ферросплавами. Однако, пока не доказано что украинские ферросплавщики – это монопольная структура», – резюмировал исполнительный директор ассоциации ферросплавщиков Сергей Кудрявцев.

И волки сыты, и заводы целы

Эксперты считают, что шансов добиться отмены решения МКМТ в апелляционной инстанции у украинских ферросплавных предприятий мало. Поэтому искать возможностей выхода из сложившейся ситуации нужно в других местах. В частности – у энергетиков. Ферросплавы - одно из наиболее энергозатратных производств. Во всем мире эти заводы стараются размещать как можно ближе к источникам дешевой энергии. Украина не стала исключением. Так, Запорожский ферросплавный расположен недалеко от Днепрогэс, крупнейший в Европе Никопольский завод — в семи километрах от самой мощной атомной станции Европы Запорожской АЭС, Стахановский — недалеко от мощной тепловой электростанции. Однако, несмотря на это, электроэнергия для них не является дешевой. Поэтому в сложившейся ситуации было бы логичным добиваться введения льготных тарифов на электроэнергию, занимающую около 35-40% в себестоимости производства. «Более выгодные тарифы позволили бы им повысить свою конкурентоспособность, да и металлурги остались бы довольны», – говорит аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка. Однако пока «выбить» льготы не удалось - власти не посчитали приведенные аргументы экономически обоснованными для снижения тарифов.

В аргументации отказа было указано, что льготы на электроэнергию для ферросплавных предприятий лягут дополнительным бременем на плечи бюджетной сферы и ЖКХ. Более того, некоторые эксперты открыто заявляют, что ферросплавщики на них не имеют права. Так, председатель Профсоюза работников энергетики и электротехнической промышленности Украины Сергей Шишов выступил с резкой критикой в адрес собственников ферросплавных заводов, которые требуют ввести для них льготные тарифы на электроэнергию. «Ферросплавные заводы монополизировали рынок и повысили стоимость на свою продукцию, что привело к необходимости импорта. На волне кризиса они получили льготный тариф, но не провели модернизацию, пренебрегают экономией электроэнергии. Куда направлялись вырученные деньги - непонятно. Теперь же, когда рынок изменился, заводы вновь просят всю страну помочь им низкими ценами на электроэнергию. Почему за их экономические просчеты должны платить энергетики?», - отметил он в одном из недавних заявлений.

Впрочем, нужно учесть и тот факт, что значительную часть украинских энергетических активов теперь контролирует главный «металлист» страны Ринат Ахметов через принадлежащую его холдингу СКМ компанию ДТЭК. А значит - предоставление льгот ферросплавщикам и, соответственно, снижение цен на их продукцию отчасти зависит от самих металлургов. Которые, как мы видим, с этим не спешат.

Некоторые аналитики дают весьма неоднозначный совет, как ферросплавным заводам снизить цены на свою продукцию и улучшить себе жизнь. Для этого, по их мнению, нужно всего лишь исключить из числа покупателей своей продукции посредников в европейских странах и СНГ. Однако, по мнению Владимира Ланды, рецепт «возрождения» гораздо сложнее. «Шансы восстановления спроса на отечественные ферросплавы будут в том случае, если, во-первых, будет чёткая политика ценообразования, во-вторых - долгосрочные контракты с металлургами, в-третьих – произойдет восстановление мировых цен на сталь, и в-четвертых – будет рост себестоимости у зарубежных производителей ферросплавов», - полагает он. Очевидно, что украинские производители могут обеспечить выполнение лишь части этих условий. Например, тех, которые касаются их цены. Однако за конъюнктуру мирового рынка они отвечать не могут и соответственно уже в полной мере стали заложниками сложившейся ситуации.

Статьи по теме
Судьба
Судьба "КРАЗа": на свалку или к новому владельцу?

Сергей Лямец, журналист: Не смог пройти мимо. 9 октября на американо-украинской торговой площадке DebtX выставят на продажу вкусные активы. Это 9 кредитов, которые получили 4 предприятия из группы заводов "КРАЗ" – легендарного и, пожалуй, единственного в Украине производителя грузовиков из города Кременчуга. На продажу выставляется настоящий флагман автомобилестроения. "КРАЗ" для Украины – это то же самое, что "КАМАЗ" для России и "МАЗ" для Беларуси.
02.10.20 — 2535

В Украине на 40% рухнуло автопроизводство
В Украине на 40% рухнуло автопроизводство

В Украине за семь месяцев текущего года производство автотранспорта обвалилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года - до 2122 единиц.
11.08.20 — 1057

Депутаты хотят лишить Ахметова миллиардных льгот
Депутаты хотят лишить Ахметова миллиардных льгот

Отмена льгот коснется и других инвесторов "зеленой" энергетики.
14.01.20 — 1129