Не успело отечественное автомобильное лобби добиться введения акцизного сбора на российские легковушки, как сборщики из соседней страны сделали ответный выпад. С августа все машины, поставляемые в РФ, будут облагаться утилизационным сбором. Если для европейских иномарок эта доплата легко затеряется в общей цене, то для нашей техники дополнительные расходы чреваты вылетом с рынка.
Коррозийная наценка
С 1 августа этого года Россия может стать не въездной для наших производителей автомобилей. Госдума РФ приняла во втором чтении закон о введении утилизационного сбора на новые и подержанные машины. Согласно документу¸ уже со следующего месяца с каждого транспортного средства, которое пересечёт границы соседней страны, нужно будет платить от 20 - 45 тыс. рублей ($600-1, 4 тыс.) в зависимости от объёма двигателя в случае с легковушками, до 150-400 тыс. руб. ($4,6 тыс.-12 тыс.) за грузовики.
К б/у авто будут применяться ставки вчетверо выше, что лишает смысла их поставки в РФ. При этом машины российского производства (а, кроме ВАЗов, это целый ряд моделей Hyundai, Nissan, Renault, Volkswagen и пр., которые с недавних пор собираются на мощностях местных заводов) от этого налога фактически освобождаются. Им необходимо лишь предоставить правительству письменные гарантии, что по истечению срока эксплуатации техники они обеспечат ее утилизацию и переработку. Импортёрам же придётся платить сразу и живыми деньгами. Так что конкурировать ценой с российскими коллегами отечественным сборщикам будет сложнее. Тем более, что они поставляют в соседнюю страну в основном технику эконом-класса (ЗАЗ, автобусы «Богдан» и пр.), покупатели которых весьма чувствительны даже к малейшим ценовым колебаниям, - отмечают в компании Autoconsulting.
Дилеры в борьбе за кошельки потенциальных потребителей играют буквально с каждой сотней долларов. $600-1,4 тыс., на которые подорожает среднестатистическая украинская легковушка в российской рознице, могут попросту убить наши машины как конкурентный товар. Причём, помимо России, в скором времени новый налог могут ввести другие члены Таможенного Союза – Беларусь и Казахстан. То есть, украинским автопроизводителям придётся доплачивать на всех стратегических для себя внешних рынках сбыта, куда уходит более трети всей продукции отечественного автопрома (2-2,5 тыс. шт. в месяц). Отсрочку получили лишь производители сельхозтехники. Изначально норма об уплате утилизационного сбора с тракторов и комбайнов в скандальном законопроекте также была, но ко второму чтению ее убрали, так что наши поставщики тракторов (в первую очередь, Харьковский тракторный завод, который продаёт в Россию половину своей продукции) вздохнули с облегчением.
Лом как аргумент
Утилизационный сбор считается своего рода скрытым налогом на иностранную технику
В России необходимость введения утилизационного сбора поясняют высокими затратами на переработку автомобильного хлама. В этом году на переплавку пойдёт не менее 1 млн. машин, в следующем – уже 1,5 млн., а к 2015 г цифра может достигнуть 2,5 млн шт. До прошлого года проблему решали по качественно иной схеме. Государство выплачивало владельцам сданных на металлолом авто старше 10 лет ваучеры на скидку на покупку новых машин российского производства в размере 50 тыс. рублей ($1,5 тыс.). 3 тыс. рублей из этой суммы владелец транспорта должен был отдать государству на утилизацию старой машины. Таким образом, с рынка убирали автомобильный хлам и заодно поддерживали местных производителей.
Но из-за повышенного спроса на компенсации, программа оказалась слишком дорогой для российского бюджета: в 2010-2011 г на неё потратили свыше 20 млрд рублей (более $600 млн). Поэтому эксперимент прикрыли, переложив взносы на утилизацию на кошельки импортёров. Эксперты считают утилизационный сбор своего рода скрытым налогом на иностранную технику. Ведь после того, как РФ недавно стала членом ВТО, она будет обязана в течение ближайших лет обнулить ввозную пошлину на иномарки (сейчас она составляет 10%). В отношении с украинскими коллегами дополнительный налог – это ответный выпад россиян в автомобильной войне, развёрнутой в прошлом году украинскими сборщиками.
Не предусмотрели?
Формально автомобильные импортно-экспортные операции между нашими странами не подлежат налогообложению. Но в 2011 г отраслевая ассоциация «Укравтопром» обратилась в Межведомственную комиссию Минэкономики с просьбой провести расследование на рынке авто и ввести акцизный сбор с иностранных, в том числе, и российских машин с объёмом двигателя 1-2,2 л, которые якобы, тормозят продажи техники отечественного производства, на уровне 24%.
В мае этого года возглавивший экономическое ведомство крупный украинский автопромышленник Пётр Порошенко (ему принадлежит корпорация «Богдан», Черкасский автомобильный завод) вынес резюме по данному вопросу, объявив, что акцизы все же будут введены. Правда, их размер оказался ниже требуемого автомобильным лобби - для автомобилей с объёмом двигателя 1,0-1,5 л – 6,46%, 1,5-2,2 л – 15,1% от стоимости. Тем не менее, для авто эконом-класса, в частности, тех же российских ВАЗов эта наценка может стать убийственной. Пока новые акцизы так и не начали действовать. Не исключено, что угроза утилизационного сбора в России заставит чиновников вновь сесть за стол переговоров и искать компромиссное решение. Если же этого не произойдёт, отечественный автопром рискует ещё больше снизить темпы. По данным «Укравтопрома», отрасль продолжает стагнировать. В июне в Украине произведено чуть более 6 тыс. авто, что на 12,7% меньше, чем в мае, и на 28,2% ниже аналогичного прошлогоднего показателя. Впрочем, судя по всему, отечественные сборщики настроены на борьбу. В «Укравто» допускают, что будут добиваться опротестования утилизационного сбора в ВТО, на что Украина, как член торгового клуба, имеет право. Лоббисты также не исключают введение аналогичного утилизационного сбора в нашей стране.